Невус

Невоциты являются патологически измененными меланоцитами – клетками, которые в норме синтезируют меланин и придают окраску коже. Невоклеточный невус – синоним пигментного невуса. Родинка и невус – также идентичные понятия (сам термин происходит от латинского слова naevus – “родинка”).

Также многие врачи оперируют таким понятием, как сосудистый невус .

Невусы сальных желез – в большинстве случаев расположены на голове, также не содержат меланина. Такое новообразование известно как сальный невус.

Иногда в рожденными невусами у детей также называют тератомы (гамартомы), которые, по сути, являются врожденными опухолями, состоящими не только из кожи, но и из всех остальных тканей.

Анемичный невус – разновидность сосудистого невуса. Это участок кожи, на котором недоразвиты сосуды, поэтому он имеет более светлую окраску.

Настоящий меланоформный невус – это образование, которое происходит из измененных клеток-меланоцитов – невоцитов.

Различают следующие виды невусов:

Невоклеточный пограничный невус – простое пятно, которое не возвышается на коже, или слегка выступает над ее поверхностью. Пограничный невус имеет четкие контуры и коричневую окраску. Он может иметь различные размеры и располагаться на разных частях тела. При данном виде меланоформного невуса скопление клеток с пигментом находится между верхним (эпидермис) и средним (дерма) слоем коже – такое расположение обозначается как внутриэпидермальный невус.

Интрадермальный невус – наиболее распространенная разновидность меланоформного невуса. Он так называется, потому что скопление пигментных клеток находится в толще среднего слоя кожи – дерме.

Со временем он как бы отделяется от кожи, и располагается на тонкой ножке. Часто затем он превращается в папилломатозный невус (бородавчатый невус). В нем образуется большое количество неровностей, складок и щелей, в которых скапливаются отмершие клетки верхнего слоя. Здесь могут скапливаться болезнетворные организмы, которые затем приводят к инфекционным процессам.

Голубой невус имеет характерную окраску, так как он связан с отложениями меланина под кожей. Голубые невусы характерны в основном для азиатских национальностей. Они немного возвышаются над кожей, плотные на ощупь, их поверхность всегда гладкая, на ней никогда не растут волосы. Голубой невус имеет небольшую величину, чаще всего не более пяти миллиметров.

Базальный невус также имеет вид родинки, но чаще всего он обладает обычным телесным цветом. Это – беспигментный невус.

Невус сетона (невус сеттона, невус саттона, гало невус) – особая разновидность дермального невуса, когда вокруг пигментного пятна находится участок кожи, полностью лишенный пигмента. Происхождение таких невусов пока до конца не изучено. Они часто сочетаются с витилиго (потерей кожей пигментов), меланомами. Чаще всего в области гало невуса имеется небольшое воспаление в коже.

Невус Ота . Располагается на лице, с одной стороны, в виде “грязных” пятен.

Невус Ита напоминает невус Ота, но он находится под ключицей, на груди, в области лопатки и шеи. Обе этих разновидности встречаются в основном у представителей азиатских народов.

Папилломатозный невус (бородавчатый невус) . Похожий на папиллому невус часто имеет большие размеры, находится на голове или сзади на шее, но может располагаться и в иных местах. Он имеет неровную поверхность, как бородавка. Часто на нем растут волосы.

Невус Беккера (волосяной эпидермальный невус) – чаще сего возникает у мальчиков и юношей 10 – 15 лет. Сначала на теле образуется несколько мелких пятен, которые имеют светло-коричневую или коричневую окраску, и находятся рядом. Затем они сливаются и образуют пятна с неровными контурами размерами до 20 см. После этого пятна приобретают неровную бородавчатую поверхность, покрываются волосами. Считается, что к росту невусов Беккера приводит выброс в кровь большого количества мужских половых гормонов – андрогенов.

Линейный невус – новообразование, которое появляется с рождения. Представляет собой множество мелких узелков, от светлого до практически черного цвета, которые расположены на коже в виде цепочки. Линейный невус может занимать всего пару сантиметров, а может и всю руку или ногу. Иногда на нем растут волосы.

Невус глаза – пигментный невус, который расположен на радужной оболочке. Он хорошо заметен в виде пятна, которое может иметь разные размеры и форму. Также невус глаза может находиться на сетчатке: в этом случае он выявляется только во время осмотра офтальмологом.

Все невусы кожи можно классифицировать по размерам:

Со временем внешний вид пигментных невусов может изменяться. Меняется и их общее количество на теле: Далеко не всегда можно обнаружить невусы на теле новорожденного. Только у 4 – 10% детей грудного возраста можно выявить родинки. Если невусы с рождения имеют большие размеры, то они наиболее опасны в плане озлокачествления (перехода в меланому).

В подростковом возрасте (10–15 лет) дермальные невусы можно встретить у 90% лиц.

В среднем у человека в возрасте 20-25 лет на теле можно насчитать до 40 родинок.

После 30 лет на коже остается только 15 – 20 невусов.

Многие исследователи склоняются к мысли, что абсолютно все пигментные невусы, даже те, которые появляются с возрастом, являются врожденными пороками развития кожи.

Нарушения, которые приводят к образованию этой доброкачественной опухоли, возникают еще в эмбриональном состоянии организма. До настоящего времени пока не изучены все врожденные причины образования диспластических невусов.

В качестве основных факторов можно выделить:

Колебания уровня половых гормонов в организме беременной женщины:

Невоциты отличаются от нормальных меланоцитов двумя особенностями:

Диагностика:

Перед врачом, который осуществляет диагностику невуса, стоит ряд важных задач:

Непосредственный контакт с пациентом очень важен. Ни один профессиональный специалист не возьмется ставить диагноз и лечить невус по фото. После расспроса пациента следует осмотр. Доктор должен оценить форму, размер, расположение невуса, наличие на нем волос и иные особенности. После этого уже может быть поставлен точный диагноз и намечены определенные лечебные мероприятия.

При необходимости врачом назначаются дополнительные методы диагностики. Чаще всего применяются мазки с поверхности невуса. Абсолютными показаниями к данному исследованию является мокнутие, кровоточивость, трещины на поверхности пигментного пятна. Во время мазка получают материал, который затем изучают при помощи микроскопа.

Также сегодня все более распространенной становится современная компьютерная диагностика невусов у новорожденных и взрослых людей. При помощи этой методики получают изображение пигментного пятна, которое затем может быть сохранено на компьютере. Быстро сравнив его с имеющейся базой данных, врач может установить верный диагноз и назначить лечение.

Лабораторная диагностика применяется для установления процесса перерождения невуса в меланому. При озлокачествлении пигментного пятна в крови пациента появляются особые вещества – онкомаркеры. Их обнаружение позволяет точно установить диагноз, так как только при меланоме в крови определяются две молекулы, имеющие название TA90 и SU100. При других злокачественных опухолях выявляются другие онкомаркеры.

Для проведения анализа на онкомаркеры необходимы четкие показания: врач должен иметь веские основания подозревать переход невуса в меланому. Кроме того, само удаление дермального невуса может стать диагностической процедурой.

После того, как пигментное пятно удалено, врач обязательно должен отправить его на гистологическое исследование. Его осматривают под микроскопом и, в случае обнаружения злокачественного перерождения, пациента снова просят явиться в клинику.

В настоящее время существует несколько методов лечения пигментных невусов, как хирургическим путем, так и альтернативными способами.

Показания определяются только лечащим врачом с учетом двух факторов:

Особенности самого пигментного пятна: разновидность, размеры, риск перехода в меланому.

Наличие в больнице необходимого оборудования

Хирургический метод

Удаление пигментного невуса хирургическим путем (при помощи скальпеля) – наиболее распространенная методика, так как она не требует специального оборудования и отличается надежностью.

Криодеструкция

Криодеструкция – метод, предусматривающий лечение невуса при помощи заморозки. После обработки низкими температурами пигментное пятно отмирает и превращается в струп (корочку), под которой растет новая нормальная кожа.Лечение невуса низкой температурой может осуществляться только в том случае, если он имеет небольшие размеры, и расположен поверхностно, но не сильно выступая над кожей.

Электрокоагуляция

Это методика, которая противоположна криокоагуляции. Иссечение невуса осуществляется под действием высокой температуры.Процедура болезненная, поэтому требует применения местной анестезии, а у детей – только общего наркоза.

Лазерная терапия

Удаление невусов лазером – метод лечения, который широко распространен в современных косметологических салонах. Он отлично подходит для того, чтобы удалять небольшие родинки в области лица, шеи и на других частях тела. Лазерное излучение отличается тем, что оно способно проникать в кожу на большую глубину в пределах точно заданной площади. При этом не образуется шрамов, ожогов, рубцов и других осложнений. Процедура безболезненна.

Радиохирургические методы

В последние годы радиохирургия все активнее используется в мировой медицине. Суть этих методик состоит в том, что специальным прибором, – радионожом (сургитроном) генерируется пучок радиоактивного излучения, который концентрируется только в области патологического очага, не нанося вреда здоровым окружающим тканям. Таким образом могут быть удалены практически любые доброкачественные и злокачественные опухоли, в том числе и пигментные невусы.

Некоторые особые показания Если имеется подозрение на злокачественное перерождение невуса, то используется, как правило, только хирургическое иссечение.

Консультацию специалиста можно получить по телефону: +7(495) 961-27-67

ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТА С ДИСПЛАСТИЧЕСКИМ НЕВУСОМ.

Журнал «Клиническая дерматология и венерология», 2015 год, №2, том 14, стр.92 – 97.

ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТА С ДИСПЛАСТИЧЕСКИМ НЕВУСОМ.

(краткое содержание статьи)

О.А.Романова, Н.Г.Артемьева, Э.А.Ягубова, И.М.Рудакова, В.Н.Марычева,А.А.Вещевайлов.

ЗАО Центральная поликлиника Литфонда, ОАО «Медицина».

Сведения об авторах. О.А.Романова – к.м.н., врач-онколог ЗАО «Центральная поликлиника Литфонда», Н.Г. Артемьева – к.м.н.,зав. хирургическим отделением ЗАО «Центральная поликлиника Литфонда»,Э.А.Ягубова – к.м.н., патоморфолог, консультант отделения патоморфологии ОАО «Медицина»,И.М.Рудакова. В.Н.Марычева, А.А.Вещевайлов – сотрудники отделения патоморфологии ОАО «Медицина».

Известно, что диспластические невусы, впервые описанные ClarkW.H. в 1978 году, способны трансформироваться в меланому. Процесс трансформации происходит постепенно, по мере развития лентигинозной меланоцитарной дисплазии (ЛМД) от 1-ой до 3-ей степени. В проведенных исследованиях мы попытались определить клинические признаки диспластического невуса с ЛМД 2 – 3 степени, т.е. прогрессирующего диспластического невуса, подлежащего удалению с целью профилактики меланомы.

Материалы и методы. С 2009 по 2014 год в хирургическом отделении «ЗАО Центральная поликлиника Литфонда» путем эксцизионной биопсии удалены 82 пигментных образования с клиническим диагнозом диспластический невус. В 62 случаях диагноз подтвержден, т.е. при гистологическом исследовании установлена лентигинозная меланоцитарная дисплазия, в том числе ЛМД 2 – 3 степени была обнаружена в 20 случаях из 62. в 2х случаях была выявлена начальная меланома.

Результаты. Сопоставляя клинические и гистологические при знаки диспластического невуса, мы пришли к выводу, что наиболее значимым признаком прогрессирующего диспластического невуса (ЛМД 2 -3 степени) является возникновение пигментного образования на неизмененной коже и рост его у лиц старше 17 лет, или изменения существующего невуса в течение 6 – 12 месяцев или 1– 5 лет у лиц после полового созревания.

Диспластический невус, который встречается у 5%-9% белого населения, в последнее время привлекает внимание исследователей, так как может являться предшественником поверхностно-распространяющейся меланомы: его обнаруживают практически у всех больных с наследственной меланомой и у 30 – 50% больных со спорадической меланомой

Диспластические невусы впервые были описаны Кларком с соавторами в 1978 году у 2х больных с наследственной меланомой (В-К- моль синдром). Авторы выявили пигментные образования, которые характеризовались пролиферативной активностью эпидермальных меланоцитов с нарастанием их атипии: неправильно ориентацией, плеоморфизмом, гиперхромными ядрами, изредка фигурами митозов, сегрегацией, склонностью к проникновению как в вышележащие слои эпидермиса, так и в дерму; в последней имелись меланофоры, выраженная лимфоидно-плазмоклеточная инфильтрация, ангиоматоз и нежная фиброплазия (1). Позже эту картину Elder D.E. с соавторами назвали лентигинозной меланоцитарной дисплазией (ЛМД), так как подобная картина имеет место при простом лентиго [2), а Гольберт с соавторами в 1982 году выделила 3 степени развития ЛМД и показала, что 3 степень ЛМД приближается к картине меланомы in-situ (3).

Меланоцитарная дисплазия может встречаться изолированно (лентигинозный диспластический невус) или в сочетании в невоидными структурами в дерме (смешанный диспластический невус Диспластический невус имеетс сходство с пограничным (или обычным) невус ом, однако в отличие от последнего он не проходит этапы развития, свойственные пограничному невусу, который перехоит в смешанный, а затем во внутридермальный папилломатозный невус, а в дальнейшем теряет пигмент и фиброзируется. Диспластические невусы начинают появляться позже – в подростковом возрасте и появляются в дальнейшей жизни до глубокой старости, они длительно существуют без изменений или исчезают, но никогда не превращаются в папилломатозные внутридермальные невусы и не фиброзируются. Пограничный невус никогда не переходит в меланому, диспластический невус в отдельных случаях может трансформироваться в меланому.

Клинически диспластический невус имеет сходство с пограничным невусом и представляет собой пигментное пятно или слегка возвышающееся образование неоднородной окраски, с неровными краями, в то время как для пограничного невуса характерна однородная окраска и ровные края (4,5). Нередко в центре диспластического невуса отмечается точечное образование, напоминающее мишень.

Диспластические невусы могут быть наследственными и спорадическими. Наследственные диспластические невусы бывают крупным – 0,5 – 1,0 см в диаметре, множественными, , располагаются как на открытых, так и на закрытых участках тела (ягодицы, низ живота), часто сочетаются с папилломатозными невусами. Цвет наследственных невусов у одного и того же больного может варьировать от розового до темно-коричневого, иногда наблюдается пестрая окраска: темные участки на розовом или светло-коричневом фоне. Наследственные диспластические невусы часто наблюдаются у белокожих, плохо загорающих пациентов, со светлыми глазами и волосами

Спорадические диспластические невусы обычно бывают меньших размеров – от 0,2 до 0,6 см имеют однородную окраску, появляются не только в подростковом периоде, но и во взрослой жизни и нередко связаны с длительным пребыванием на солнце. Спорадические диспластические невусы часто сочетаются с множественными веснушками у молодых и пигментными пятнами у пожилых лиц .

Диспластические невусы являются доброкачественными образованиями, поэтому удалять их не следует. Задача клинициста состоит в выявление прогрессирующего невуса (ЛМД 2- 3 степени) и удаление его в целях профилактики меланомы. В своих исследованиях мы попытались определить основные клинические при знаки прогрессирующего диспластического невуса.

Начиная с 2009 года в хирургическом отделении Центральной поликлиники Литфонда проводится иссечении е диспластических невусов с целях профилактики меланомы (6). С июня 2009 года по апрель 2014 года были иссечены 82 пигментных образования с клиническим диагнозом диспластический невус. Диагноз был установлен на основании клинических признаков: неправильная форма невуса, очень темная или неравномерная окраска. Собирая анамнез, старались выяснить, существует невус с детства, или появился во взрослой жизни и имелись ли его изменения в последние 1 – 5 лет. Осмотр невусов проводился при хорошем освещении, дерматоскоп применяли при необходимости дифференцировать невус от немеланоцитарных образовании кожи – кератомы, гемангиомы, дерматофибромы и других.

Читайте также:  Висмута трикалия дицитрат: инструкция по применению, отзывы, аналоги

Иссечение диспластических невусов производили в амбулаторных условиях, под местной анестезией, отступя от видимых границ 0,5 см – 1,0 см, с подкожной клетчаткой. Гистологическое исследование проводили в Клинико-диагностическом отделении ОАО «Медицина», при необходимости препараты пересматривались в МНИОИ им. П.А.Герцена.

Нередко больные воздерживались от иссечения невуса, объясняя это тем, что он их не беспокоит. В этих случаях мы назначали повторный осмотр через 6 месяцев. При обнаружении изменений невуса за истекший срок повторно предлагали операцию, при отсутствии изменений – дальнейшее наблюдение. Всем пациентам с диспластическими невусами мы рекомендовали избегать длительной инсоляции, защищать кожу от солнца одеждой, пользоваться солнцезащитными кремами.

Из 82 удаленных пигментных образований клинический диагноз диспластический невус был подтвержден морфологически в 62 случаях, т.е. в этих образованиях при гистологическом исследовании найдены структуры лентигинозной меланоцитарной дисплазии (ЛМД). В 7 случаях выявлен внутридермальный невус, в 10 – смешанный невус, в 1 – невус сальных желез. В 2х случаях выявлена начальная меланома, развившаяся на фоне ЛМД: в одном случае меланома in-situ, в другом – «тонкая» меланома, толщиной по Бреслоу 0,75 мм, с уровнем инвазии по Кларку – 2.

В 24 случаях из 62 лентигинозная меланоцитарная дисплазия встречалась изолированно (лентигинозный диспластический невус), в 38 случаях – имела место комбинация ЛМД с невоидными структурами в дерме (смешанный диспластический невус). Ряд зарубежных авторов также отмечают, что диспластические невусы в большинстве являются сложными невусами с компонентами внутридермального невуса. Меланома в двух наших наблюдениях обнаружена на фоне смешанного диспластического невуса. В 36 случаях из 62 имелась ЛМД 1-2 степени, в 6 – степень не указана, в 20 – была выявлена ЛМД 2 – 3-ей степени, т.е. в этих случаях имел место прогрессирующий диспластический невус.

Анализ клинических признаков 20 прогрессирующих диспластических невусов (ЛМД 2-– 3 степени), и 2х меланом показал, что наиболее важным признаком прогрессирования диспластического невуса является возникновение пигментного образования на неизмененной коже и дальнейший его рост на протяжении 6 – 12 месяцев или 1- 5 лет у лиц старше 18 лет, т.е. во взрослой жизни.

Важным признаком прогрессирующего диспластического невуса также является очень темная окраска (почти черная), или неравномерное окрашивание образования с участками темно-коричневого или черного цвета, неровные края, неправильная форма невуса.

На фото 1 представлен диспластический невус без признаков прогрессирования, размером 0,6 х 0,5, светло-коричневого цвета, с характерной «мишенью» в центре. Гистологическое исследование – лентигинозная меланоцитарная дисплазия 1 – 2 степени.

На фото 2 представлен диспластический невус размером 1,0 х 0,4 см, также без признаков прогрессирования: овальной формы, с ровными контурами, темно-коричневого цвета. Гистологическое исследование – смешанный пигментный невус с фокусами лентигинозной меланоцитарной дисплазии 1 степени.

На фото 3 представлен невус грудной стенки у пациентки 27 лет, размером 0,3 см в диаметре, круглой формы, который потемнел после пребывания на юге (признак прогрессирования). Гистологическое исследование – смешанный диспластический пигментный невус с тяжелой (3-ей степени) меланоцитарной лентигинозной дисплазией.

На фото 4 представлен невус ягодичной области размером 0,5 х 0,4 см у пациентки 29 лет с фототипом кожи 1. Невус, со слов пациентки, появился 7 месяцев назад в виде точечного образования, которое постепенно увеличивалось (признак прогрессирования). Никаких других пигментных невусов или веснушек на теле не обнаружено. Гистологическое исследование – лентигинозный пигментный невус с тяжелой (3-ей степени) меланоцитарной лентигинозной дисплазией.

В заключении следует сказать, что тактика ведения пациента с диспластическими невусами определяется наличием или отсутствием у него диспластического невуса с признаками прогрессирования. При выявлении прогрессирующего диспластического невуса показано его иссечение с гистологическим исследованием, при отсутствии убедительных данных за прогрессирование – повторный осмотр больного через 6 месяцев. Всех больных с диспластическими невусами необходимо осматривать 1 раз в год, рекомендовать им избегать интенсивного солнечного воздействия, защищать кожу одеждой, солнцезащитными кремами.

1. ClarkW.H., ReimerR.R., GreeneM., AinsworthA.M., MastrangeloM.J. « Origin of Familial Malignant Melanomas from Heritable Melanocytic Lesions. The B – K mole Syndrom». Archives of Dermatology, 1978. vol. 114, № 5, 732-739.

2. Elder D.E., Leonardi J., Goldman J., Goldman S.C., Greene M.H., Clark W.H. « Displastic Nevus Syndrome . A Pfenotypic Assotiation of Sporadic Cutaneous Melanoma». Cancer, 1980, № 8.

3. Гольберт З.В., Червонная Л.В., Клепиков В.А., Романова О.А. « Лентигинозная меланоцитарная дисплазия как предшественник развития злокачественной меланомы». Архив патологии №12, 1982, стр. 36 – 41.

4. Романова О.А. «Ранняя диагностика и профилактика меланомы кожи». Руководство – атлас. МИА, Москва, 2012, стр.20 – 25.

5. Mindy A. Smith, MD,MS. «Диспластический невус». Атлас-справочник практикующего врача, перевод с английского, 2012, стр. 288 – 291.

6. Романова О.А., Артемьева Н.Г. «Хирургическая профилактика меланомы кожи». Онкохирургия №3, 2013, стр. 12 – 18.

Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как в понимании и передаче букв и слов, так и в понимании смысла текста в целом. При этом у ребенка нет отставания в умственном развитии, другие школьные дисциплины даются ему на хорошем уровне. При обследовании зрения также не обнаруживается никаких патологий.

Чаще данное состояние диагностируется у детей, учащихся в начальной школе. Хотя родители могут заметить сложности с обучением чтению и немного раньше. Но в дошкольном возрасте отсутствие успехов в чтении легко оправдываются тем, что ребенок еще мал, не готов к серьезному обучению. «Все наладится в школе», считают родители. И напрасно, потому что самостоятельно дислексия не проходит.

Почему так происходит?

Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД — минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.
По сути чтение — это последовательная работа психики по:

  1. визуальному узнаванию букв в тексте;
  2. сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
  3. объединению этих звуков в слоги, слова и предложения;
    пониманию смысла прочитанного текста.

Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.

Причины дислексии

Причины нарушений делятся на физиологические и социальные

К физиологическим факторам относят:

Социальные факторы тоже могут влиять на формирование высшей психической деятельности:

Виды дислексии

Фонематическая

Отличается тем, что ребенок путает при чтении схожие фонемы. Например, «том» заменяет на «дом», «сок» на «шок» и т. д. Возможны также перестановка фонем с слове. В данном случае очевидно, что страдает фонематическое восприятие, умение анализировать и синтезировать.

Семантическая

Эту ситуацию называют еще механическим чтением. Ребенок при правильном прочтении текста не способен его понять, рассказать, о чем он читал. Это состояние связано с неумением проводить звукослоговой анализ, ограниченностью словарного запаса, отсутствие понимания синтаксических связей слов в предложении.

Аграмматическая

Ребенок не понимает грамматического строя речи и, соответственно, неправильно согласовывает слова в предложении.

Мнестическая

В этом случае ребенок не в силах запомнить, какой звук должен соответствовать букве, что говорит о нарушениях в формировании речевой памяти.

Оптическая

При недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений ребенок путает буквы, схожие по написанию. Имеющие одинаковые элементы, но расположенные по-разному буквы «Ы» и «Ь», «П» и «Н» и другие в данных условиях с трудом поддаются идентификации.

Как определить дислексию?

Очень часто дети, имеющие дислексию, страдают от необоснованных претензий родителей и учителей, получают ярлык «труднообучаемого» ребенка, хотя просто не в состоянии справиться с ситуацией. Им требуется не навязывание лишних часов чтения, а специальная коррекционная работа и психологическая поддержка.

Многие ребята с дислексией сами страдают от своего состояния, ведь они могут быть очень одарены в творчестве, хорошо успевать в точных науках, но трудности с чтением сильно снижают оценку их успехов и, как следствие, самооценку.

Родителям следует не ругать ребенка, а обратиться за помощью к специалисту. Освоение учебы в более старших классах напрямую зависит от умения хорошо читать и правильно понимать прочитанную информацию.

К кому обратиться?

Необходимое обследование проводит логопед. В первую очередь он оценит уровень общего развития речи:

Кроме того, логопед проанализирует функционирование высшей психической деятельности. Оценит развитие памяти, уровень внимания, мышления, наличия сопутствующих состояний, влияющих на формирование чтения.

Для исключения проблем со зрением ребенку может быть показана консультация офтальмолога.

Возможно также будет рекомендовано проведение медицинского обследования у невролога или психоневролога с оценкой функциональной работы мозга (ЭЭГ, МРТ).

Коррекция, лечение дислексии

Справиться с дислексией ребенку поможет логопед. Исходя из результатов обследования, он определяет тип нарушения чтения, устанавливает причину данного состояния и составляет план лечения — коррекционных действий.

Работа ведется над всеми выявленными проблемами речи и неречевыми процессами:

Несомненно, без помощи и активного участия родителей в процессе коррекции результата достигнуть крайне сложно. Дома ребенок должен продолжать заниматься по предложенной логопедом методике. Родители должны учитывать состояние ребенка и при выполнении школьной домашней работы оказывать поддержку и необходимую помощь.

Дата публикации: 12.08.2016. Последнее изменение: 15.04.2019.

Дислексия

Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

МКБ-10

Общие сведения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Причины дислексии

Биологические факторы

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:

  1. Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
  2. Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
  3. Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
  4. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:

Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Социальные факторы

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи – ФФН или ОНР.

Патогенез

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Читайте также:  Как избавиться от клопов? Эффективные средства от клопов

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика

Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

  1. Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
  2. Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
  3. Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

  1. При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
  2. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
  3. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
  4. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  6. При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Дислексия: механизмы развития и принципы лечения

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово “дислексия” имеет греческое происхождение и означает “трудности со словами” (dys – плохой, неадекватный, lexis – слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Согласно общепринятому представлению, дислексия является неврологическим расстройством генетической природы. Дислексию часто определяют как несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1994), расхождение между навыками чтения и правописания и IQ должно превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Диагностика осложнена отсутствием единообразных, стандартных тестов чтения и сочетанием дислексии со специфическими нервноповеденческими расстройствами.

Определение дислексии

  • Дислексия – частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Обычно дислексия сочетается с дисграфией – сложностями в овладении письмом
  • По критериям МКБ-10 низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями

    Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки “учебного чтения”, необходимые в процессе обучения.

    Дети не “перерастают” дислексию !

  • Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте
  • Без своевременного и адекватного лечения течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер

    Лечение дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса. Хорошо согласованная программа лечения также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного. Целый ряд эффективных стандартизованных методик обучения направлены на конкретные компоненты или группу взаимосвязанных дефицитов, имеющих отношение к проблемам фонологического кодирования. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

    Комплексный подход в лечении дислексии

  • Прогноз дислексии зависит от комплексного лечебного подхода
  • Семья и учителя должны быть информированы о проявлениях и механизмах дислексии, оказывать поддержку и помощь детям с дислексией (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа с компьютерами, обучение через прослушивание текстов, записанных на аудионосители и др.)
  • Индивидуальный подход к обучению должен включать коррекционные программы, систематизированное обучение фонематическим навыкам, фонетике, беглости чтения, увеличение словарного запаса, улучшение понимания прочитанного текста
  • Коррекционная программа должна включать задания по письму, чтению и обсуждению прочитанного
  • Важная роль отводится фармакологическому лечению

    Ноотропил ® в двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях улучшал скорость и точность чтения у детей с дислексией; отмечено также улучшение вербального обучения, кратковременной памяти и точности письма. После полного года школьного обучения дети стали более понятливыми. Успеваемость на фоне лечения соответствовала успеваемости здоровых детей, в то время как нелеченные дети с дислексией все больше отставали. Ноотропил ® переносился хорошо большинством детей, несмотря на высокие дозы препарата. Таким образом, пирацетам повышает обучаемость, что способствует успеху реабилитационной речевой терапии.

    Применение Ноотропила при лечении дислексии у детей: результаты двойных слепых исследований

    АвторыГруппы детей с дислексиейСуточная доза НоотропилаСроки леченияРезультаты (по сравнению с группой плацебо)
    C.R. Wisher et al [1979]46 мальчиков3,3 г8 недельУвеличение скорости чтения, уменьшение ошибок
    M. Di lanni et al [1985]257 мальчиков3,3 г12 недельУвеличение скорости чтения, улучшение слухо-речевой памяти. Не изменилось число ошибок и понимание прочитанного
    G. Levi [1987]127 мальчиков3,2 г20 недельУвеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного и письма
    C.R. Wisher et al [1987]225 мальчиков и девочек3,3 г36 недельУвеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного
    A. Van Hout [1990]36 мальчиков1,5 г (детям до 10 лет); 3,3 г (старше 10 лет)12 недельУвеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение слухо-речевой памяти

    В нашем исследовании Ноотропил ® назначался 18 детям в возрасте 8-12 лет, страдающих дислексией, контрольная группа составила 22 человека. Доза в пересчете на вес ребенка в среднем была 100 мг/кг в день. Суточная доза – от 2,4 до 3,2 г в день делилась на два приема. Продолжительность терапии составила 2 месяца. В контрольной группе медикаментозная и педагогическая коррекция не проводились, тем не менее осуществлялась постановка диагноза, объяснение родителям сути проблемы с дачей определенных рекомендаций.

    Оценка эффективности лечения Ноотропилом в основной и контрольной группах детей с дислексией 8 – 12 лет (Заваденко Н.Н., Румянцева М.В., 2008)

    Группы детей с дислексиейЧисло пациентовЛечение
    Лечение Ноотропил ® ом18:
    15 мальчиков,
    3 девочки
    100 мг/кг в день (2400-3200 мг в день), 2 раза в день (утром и днем) в течение 2 месяцев
    Контрольная группа22:
    18 мальчиков,
    4 девочки
    Лечение и педагогическая коррекция не проводились

    Методика обследования включала опросник Ахенбаха о симптомах для родителей, неврологическое обследование легких отклонений по Denckla (1985), батарею тестов для исследования навыков чтения и письма, нейропсихологические тесты быстрого автоматического называния слов (RAN) и быстрого называния изменяющихся стимулов (RAS), графомоторный тест, тест Bourdon-Vos (1988) на устойчивость внимания. Навыки произнесения слов по буквам, фонологического распознавания и декодирования оценивались в тесте прочтения одиночных реальных слов и псевдослов, фонологическая чувствительность проверялась по способности удалять фонемы из слова с образованием нового, фонологическая память – по повторению псевдослов.

    Методы исследования

  • Опросник нарушений поведения для родителей (Achenbach, 1991)
  • Оценка развития координаторной сферы и тонкой неврологической симптоматики по методике Denckla (1985)
  • Оценка навыка чтения (коэффициент техники чтения, Корнев А.Н., 1995) и навыка письма под диктовку
  • Фонематические навыки и навыки автоматизации
  • Поддерживаемое внимание (корректурная проба Bourdon-Vos)

    По результатам исследования благоприятное воздействие Ноотропила на навыки чтения и письма наблюдалось у 56% детей с дислексией, в частности повышение беглости и точности чтения, а также значимое снижение количества специфических ошибок (дисфонемических и зрительно-пространственных) при диктанте, улучшение фонологических навыков, автоматического извлечения слов и внимания. Было отмечено положительное влияние на двигательные функции у детей с дислексией. Значимо улучшились показатели при выполнении двух видов заданий на движение (хождение по прямой линии и поддержание осанки; задания на повторяющиеся движения кистей рук и стоп). Также выявлен положительный поведенческий ответ на лечение, со значимым улучшением средних значений для всех факторных показателей, включая проявления тревожности. Отмечена тенденция к уменьшению числа психосоматических жалоб, проблем с социализацией и вниманием. В контрольной группе исходные факторные показатели не претерпели значимых изменений.

    Индивидуальная оценка (% случаев) исследованных показателей в двух группах детей с дислексией

    Исследованные показателиЛечение Ноотропил ® омКонтрольная группа
    Навыки чтения (коэффициент техники чтения, скорость чтения и количество ошибок) и навыки письма под диктовку56 %10 %
    Поддерживаемое внимание72 %41 %
    Координация движений (ходьба и равновесие)72 %32 %
    Мелкая моторика (чередующиеся движения кистей и стоп)67 %23%

    Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление дислексии у детей.

    Разработка и применение комплекса мер, направленных на коррекцию дислексии, должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер. Ноотропил ® хорошо подходит для лечения дислексии и может быть использован как действенный компонент полимодального вмешательства. Это лечение хорошо переносится, во время лечения побочных эффектов не наблюдалось. Терапия Ноотропилом должна включать в себя адекватные дозировки (2,4 – 3,2 г/день) и длительный курс применения – в течение всего учебного года, сочетая с немедикаментозными методами коррекции.

    Выводы

  • Проведение продолжительных (в течение двух и более месяцев) курсов лечения Ноотропилом с применением индивидуально подобранных доз является оправданным и эффективным подходом к лечению дислексии у детей
  • Результаты проведенного исследования подтверждают положительное действие Ноотропила на показатели чтения и письма в виде возрастания скорости и точности чтения, уменьшения специфических ошибок при чтении и письме под диктовку

    Дислексия у детей это какие виды расстройств: причины и коррекция с лечением

    Дефектология Проф

    Ожидайте

    Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Аннотация: Незамеченные вовремя патологии у детей дошкольного возраста могут приводить к негативным последствиям и становиться причиной трудностей в школьном обучении и даже во взаимоотношениях со сверстниками.

    Статья:

    Наверняка вы встречались с детьми, испытывающими сложности с чтением или произношением звуков, букв, слов. В раннем детском возрасте о проблеме говорить рано, но есть определенные сигналы, которые должны настораживать. Незамеченные вовремя патологии у детей дошкольного возраста могут приводить к негативным последствиям и становиться причиной трудностей в школьном обучении и даже во взаимоотношениях со сверстниками. В некоторых случаях можно говорить о дислексии. Предлагаем разобраться в вопросе детальнее.

    Дислексия: что это такое

    Так называют нарушения процессов чтения, а также звукопроизношения. Выражается в неправильном распознавании различных знаков, символов, букв, сложностях с восприятием прочитанного. Часто дислексии подвержены именно дети.

    Формы дислексии

    Есть разные типы патологии, отличающиеся по симптомам и особенностям нарушений:

    • мнестическая. Ребенок испытывает сложности с пониманием букв — не может связать звук с его графическим изображением;
    • аграмматическая. Изменение падежных окончаний, чисел существительных, согласований, глагольных окончаний. Часто встречается у ребят с системным недоразвитием речи;
    • фонематическая. Связана с недоразвитостью функции звукопроизношения При произношении путаются парные фонемы, например, Б-П, С-Ш. Иногда встречается перестановка букв и частей слов при письме и чтении;
    • оптическая. Связана с трудностями в усвоении и различении визуально схожих букв, например, С-О, В-Р, П-Н;
    • семантическая. Нарушение понимания прочитанных слов, предложений и целых текстов, восприятие лексических единиц отдельно, а не во взаимосвязи друг с другом и в результате — «механическое» чтение. Техника при этом может не страдать;
    • тактильная. Бывает только у слепых и выражается в проблемах с пониманием букв в таблице Брайля.

    Признаки дислексии

    Проявления патологии весьма разнообразны. В общем виде симптомы дислексии следующие:

    1. Изменение порядка букв, слогов, чисел при составлении слов и чтении;
    2. Трудности с освоением алфавита, таблицы умножения, написанием текстов;
    3. Неправильный захват письменного инструмента (ручка, карандаш);
    4. Слабые показатели концентрации, плохая память;
    5. Путаница «лево-право»;
    6. Проблемы с общением и выстраиванием взаимоотношений.

    Для более точного и детального понимания проблемы рассмотрим классификацию симптомов дислексии в зависимости от возраста.

    Дети дошкольного возраста

    Характерны речевое отставание, затруднения в освоении слов и их произношении, а также базовых навыков письма, ухудшенная словесная память. Наблюдается путаница в расположении букв и слов.

    Младшие школьники

    Ребятам затруднительно распознавать слова, наблюдается замена слов схожими по смыслу и звучанию. Частое явление — перестановка букв, слогов и слов при чтении, путаница в цифрах. Во многих случаях диагностируются нарушенная координация движений, медленное освоение навыков, проблемы с запоминанием фактов.

    Средний школьный возраст

    Ребята очень медленно читают либо вообще отказываются от выполнения устных и письменных заданий. У дислексиков часто неразборчивый почерк, проблемы с памятью, им сложно правильно распознавать мимику и другие сигналы.

    Признаки дислексии у старших школьников

    Навык письма сформирован плохо, и такие дети пишут и читают с ошибками. Им трудно воспринимать, обобщать и пересказывать информацию. Возникают проблемы с сочинениями и многими другими заданиями. Работают медленно, сложно адаптируются к изменениям.

    В более взрослом возрасте дислексия проявляется медленным или ошибочным чтением, невнимательностью, рассеянностью, трудностями с самоорганизацией и самообучением.

    Причины дислексии

    Основной фактор — нарушения в работе мозговых структур. Это явление может быть вызвано различными состояниями, заболеваниями, ситуациями. Определим ключевые причины дислексии:

    1. Повреждение головного мозга в перинатальном периоде. Возможные провокаторы: анемия, порок сердца, инфекции матери, асфиксия, затяжные роды, алкогольная и лекарственная интоксикация, преждевременная отслойка плаценты, фетоплацентарная недостаточность;
    2. Нарушение баланса между полушариями мозга, чаще — в пользу сильного преобладания правого;
    3. Социальные факторы: запущенность или, наоборот, непомерные обучающие нагрузки, изоляция от ровесников, неблагополучное семейное окружение;
    4. Генетическая предрасположенность;
    5. Проблемы со зрением;
    6. Черепно-мозговые травмы и инфекции головного мозга;
    7. ДЦП.

    Чтобы достоверно определить природу детской дислексии, необходимо пройти комплексное обследование.

    Диагностика и коррекция детской дислексии

    Логопед изучает анамнез жизни и развития, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата и моторики. У детей дошкольного возраста оценивают звукопроизношение, связность речи, способность воспринимать устную речь. У школьников смотрят на особенности письма, скорость чтения, успеваемость по различным предметам.

    По показаниям назначают консультации невролога, офтальмолога, прохождение электроэнцефалограммы, ЭхоЭГ, офтальмологические тесты. Выбор методов коррекции зависит от формы патологии и ее запущенности. Традиционно логопеды проводят специальные занятия.

    Упражнения при дислексии

    Цель — устранить дефекты звукопроизношения, сформировать грамматические системы словообразования, развить речевой слух, улучшить зрительно-пространственные представления:

    1. «Отыщи слово». Предлагаем найти все предметы на заданную букву, со временем усложняем и ищем вещи, названия которых не начинаются, а заканчиваются на определенный звук;
    2. «Составь слова». Составляем из «приклеившихся» друг к другу магнитных букв отдельные слова. К примеру, нужно разделить «МАМАБАБУШКАПАПА»;
    3. «Напиши слово». Пусть дислексик прочтет слово и напишет его по памяти. Постепенно усложняем, добавляя словосочетания;
    4. «Почини предложение». Предложите из перемешанных карточек с написанными словами составить фразу. Для детей дошкольного возраста можно адаптировать так: составить слова из карточек со слогами;
    5. «Угадай-ка». Это упражнение любят все ребята. Рисуйте на спинке ребенка буквы, слоги, слова, а он пусть угадывает их;
    6. «Игра в слова». Поочередно с учеником называйте слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. К примеру, «мама-атлас-сова-альбом-машина»;
    7. «Считаем звуки». Подготовьте немного макарон и чашку. Называйте слова и предложите выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове;
    8. «Милые названия». Пусть малыш назовет ласково слова, сказанные вами. Примеры: стол-столик, машина-машинка, кошка-кошечка.

    Можно подключить фантазию и придумать собственные игры и упражнения, которые понравятся ребенку и принесут пользу.

    Меры профилактики

    Предупредить патологию легче, чем корректировать. Развивайте зрительно-пространственное и речевое восприятие, мелкую моторику с раннего возраста. Активно используйте двигательные и развивающие игры.

    Демонстрируйте картинки с животными, предметами, а позже — словами, буквами. Дети лучше воспринимают информацию именно визуально. Увиденное откладывается в памяти сразу вместе с лексической составляющей.

    Профилактику важно начинать задолго до школы. Все задания начинайте от самых простых, усложняя только по мере полного освоения предыдущего этапа.

    Прогноз на выздоровление

    При комплексном подходе — устранении сопутствующих речевых и психических нарушений и в случае, если соблюдается разумный баланс, эффективность коррекции и профилактики высокая. Важно соблюдать меру — проводить занятия регулярно, но не переусердствовать.

    Люди-дислексики нередко — талантливые и неординарные личности. Подчеркивайте уникальность, но делайте акцент на социальное, физическое и психологическое здоровье вашего чада. Успехов!

    Дислексия

    Дислексия — это расстройство высшей психики, которое проявляется в трудностях во время обучения чтению и письму при сохранении общей способности обучатся.

    • Причины развития дислексии
    • Механизмы развития дислексии
    • Классификация дислексии
    • Симптомы дислексии
    • Диагностика заболевания
    • Коррекция дислексии
    • Прогноз и способы предотвращения заболевания

    Дислексия является одной из самых частых аномалий у детей. Она диагностируется у 5-8% учащихся. При этом у мальчиков она встречается гораздо чаще, чем у девочек. Заболевание может иметь разные степени тяжести. Чем раньше будет диагностировано заболевание и назначено его лечение, тем лучших результатов можно добиться. Тем не менее, начать развивать свои речевые способности можно в любом возрасте.

    Детям, страдающим дислексией, трудно читать, они сложно обучаются. Причина возникновения данного расстройства заключается в сбоях некоторых функций головного мозга, например, в передаче изображения как визуального образа на информацию, которую человек воспринимает. Дислексия не является следствием патологии слуха или зрения. Она также не связана со слабоумием.

    Дислексия редко обнаруживается в дошкольном возрасте. Во время занятий ребенок может испытывать страх по поводу того, что он не сможет научиться читать, от этого только усугубляется дислексия. Лечение таких детей, не проведенное вовремя, может стать причиной развития невроза и снижения самооценки. Тогда поведение ребенка дома и в учебном заведении становится неадекватным. Если не заниматься лечением, то могут возникнуть серьезные проблемы с обучением.

    Причины развития дислексии

    После многочисленных экспериментов ученые доказали, что дислексию вызывают нейробиологические причины. У людей, страдающих данной патологией, извилины головного мозга являются недостаточно активными, если сравнивать их с показателями здоровых детей. Также имеются нарушения в структуре мозговой ткани, снижена густота мозговой ткани слева.

    Причины дислексии могут быть наследственными. При видоизменении гена DCDC 6-ой хромосомы ухудшается развитие некоторых частей головного мозга, что вызывает дислексию.

    Дислексияя может развиться также у детей, которые не умеют прослушивать прочитанное или которых не учили читать в раннем возрасте. Все это влечет за собой слабую связь между нервными клетками головного мозга, ответственными за речь.

    Иногда к дислексии приводят травмы головы.

    Механизмы развития дислексии

    Становление письма и чтения — это сложная процедура. Всего в ней принимают участие 4 анализатора:

    1. речедвигательный — ответственный за артикулирование;
    2. речеслуховой — помогает человеку выбрать подходящую фонему;
    3. зрительный — помогает человеку выбрать подходящую графему;
    4. двигательный — переводит графему в кинему.

    Все эти действия выполняются в прецентральной извилине головного мозга, а развитие завершается к 10-11 годам.

    Письмо должно сопровождаться каким-либо мотивом. За этот процесс несет ответственность кора головного мозга, расположенная в лобной части.

    Исходя из всего этого, можно понять, что чтение и письмо — это многоуровневая работа. Это значит, что лишь при слаженной работе анализаторов и целостности структур мозга ребенок сможет полноценно писать и читать.

    Если у человека имеются серьезные нарушения хотя бы в одном из рецепторов (слух, зрение), то придется пройти сложные схемы обучения. При таком обучении более широко используются способности других анализаторов.

    Не многие знают, что человек обладает 3 разновидностями слуха. К первому виду относится физический слух. Он дает нам возможность различать шелест листьев, шум воды или хруст снега под ногами.

    Второй — музыкальный. Именно с его помощью человек может наслаждаться музыкой, которая ему нравится.

    Третий вид — речевой слух. Некоторые люди наделены безупречным музыкальным и физическим слухом, но при этом имеют посредственный речевой. С помощью речевого слуха человек может уловить тончайшие оттенки произнесенного, отличить один звук от другого. Если эта разновидность слуха плохо развита, человек не может отличить похожие созвучия, в результате чего слова, сказанные собеседником, воспринимаются искаженно.

    Дети с патологией речевого слуха не могут нормально читать и писать. Ведь ребенок не способен правильно читать, если он слышит речь недостаточно четко. Он не способен научится правильно писать слова, так как не знает значения букв. Задание становится сложным и потому, что когда ребенок пишет, он должен еще и уловить нужный звук, чтобы написать его в виде знака (буквы). По этой причине обучать детей с нарушениями слуха достаточно тяжело.

    Кроме речевого слуха, у людей имеется еще и специальное зрение на буквы. Это значит, что для письма человеку мало просто видеть то, что его окружает. Он еще должен иметь зрение на буквы, для того чтобы запомнить и воспроизвести их очертания.

    Классификация дислексии

    Исходя из основных проявлений, дислексия можно разделить на словесную (при которой ребенку трудно читать слова) и буквенную (при которой ребенок не может выучить некоторые буквы). По разновидности нарушений дислексия бывает:

    • аграмматическая — возникает в результате недостаточного развития функциональных и лингвистических обобщений, грамматического строя предложения;
    • семантическая — возникает из-за нарушения восприятия слогов, невозможности разобрать сочетания слов в речи, скудного словарного запаса;
    • фонематическая — возникает из-за невозможности разбора звуков речи, анализа и синтеза;
    • тактильная — возникает из-за нарушения тактильного восприятия у людей с патологией зрения;
    • мнестическая — связана с дефектами в речевой памяти и невозможностью сопоставления звуков и букв;
    • оптическая — развивается в результате несформированного зрительно-пространственного представления.

    При этом первые три формы дислексии появляются из-за не сформированных до конца разных речевых функций, а остальные — из-за неразвитых психических возможностей.

    Симптомы дислексии

    В большинстве случаев дислексия у ребенка не обнаруживается до тех пор, пока он не начнет учиться в школе или не пойдет в детский сад, где начнет учить буквы. Обследование может понадобиться детям, которые поздно начали разговаривать и не «догоняют» ровесников по окончанию первой степени обучения, которые не читают так, как от них этого ожидают, исходя из умственных способностей. Главным поводом к проведению диагностики является нестандартный подход к чтению на начальном этапе обучения. Хотя большое разнообразие подходов к чтению может присутствовать у детей на этом этапе.

    Основанием для проведения диагностики могут послужить проблемы с фонологическим процессингом.

    Дети, у которых подозревается дислексия, обязательно должны пройти тест на умение читать, степень развития речи, слуха, познавательных способностей и психологическое обследование для подбора наиболее подходящей для ребенка программы обучения. Обычно педагогами или родителями обнаруживается дислексия, диагностика и обследование могут проводиться по их запросу.

    Проведя оценку на понимание прочитанного текста, врач сможет определить, как ребенок анализирует и распознает слова, как владеет речью, понимает ли слушаемую речь.

    Благодаря тесту на выговаривание слов и восприятие текста на слух логопед сможет определить уровень разговорной речи, обнаружить сбои в восприятии звуков. В процессе диагностики врач также оценивает активную и пассивную речь, познавательные способности.

    В процессе обследования логопед выявит психологические моменты, которые способны усугубить расстройство. В некоторых случаях может понадобиться семейный анамнез. Он необходим для того чтобы выявить, были ли у родственников ребенка психические нарушения и если да, то какие.

    Кроме того, врач должен провести тест на зрение и слух. При подозрении на неврологические нарушения может понадобиться консультация невропатолога.

    Диагностика заболевания

    В большинстве случаев дислексия у ребенка не обнаруживается до тех пор, пока он не начнет учиться в школе или не пойдет в детский сад, где начнет учить буквы. Обследование может понадобиться детям, которые поздно начали разговаривать и не «догоняют» ровесников по окончанию первой степени обучения, которые не читают так, как от них этого ожидают, исходя из умственных способностей. Главным поводом к проведению диагностики является нестандартный подход к чтению на начальном этапе обучения. Хотя большое разнообразие подходов к чтению может присутствовать у детей на этом этапе.

    Основанием для проведения диагностики могут послужить проблемы с фонологическим процессингом.

    Дети, у которых подозревается дислексия, обязательно должны пройти тест на умение читать, степень развития речи, слуха, познавательных способностей и психологическое обследование для подбора наиболее подходящей для ребенка программы обучения. Обычно педагогами или родителями обнаруживается дислексия, диагностика и обследование могут проводиться по их запросу.

    Проведя оценку на понимание прочитанного текста, врач сможет определить, как ребенок анализирует и распознает слова, как владеет речью, понимает ли слушаемую речь.

    Благодаря тесту на выговаривание слов и восприятие текста на слух логопед сможет определить уровень разговорной речи, обнаружить сбои в восприятии звуков. В процессе диагностики врач также оценивает активную и пассивную речь, познавательные способности.

    В процессе обследования логопед выявит психологические моменты, которые способны усугубить расстройство. В некоторых случаях может понадобиться семейный анамнез. Он необходим для того чтобы выявить, были ли у родственников ребенка психические нарушения и если да, то какие.

    Кроме того, врач должен провести тест на зрение и слух. При подозрении на неврологические нарушения может понадобиться консультация невропатолога.

    Коррекция дислексии

    И хотя дислексия будет сопровождать человека на протяжении всей жизни, некоторым детям все же удается освоить навыки функционального чтения. К сожалению, часть из них так и не достигает необходимой степени грамотности.

    Устранение дислексии заключается в изменении метода обучения, в том числе — это прямое и непрямое обучение распознанию слов и умению выделять отдельные части слова. При прямом обучении применяются особые фонетические методы отдельно от обучения чтению. В одном случае ребенка учат читать по словам или фразам, в другом — используется иерархия приобретенных знаний: вначале от чтения по слогам, потом — по словам и по предложениям. Кроме этого, рекомендуется воздействовать на разные органы чувств, изучать новые слова и соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения для изучения слов, звуков и предложений.

    Также может понадобиться обучение выделению частей, из которых состоит слово, комбинированию различных звуков для создания слов, разбивание слов на слоги, определение местонахождения определенного звука в слове.

    Важно также научить ребенка понимать смысл текста и отдельных его абзацев, определять основную идею текста, научится делать выводы из прочитанного.

    Для обучения детей рекомендуется использовать компьютер. Это нужно для выделения фрагментов в тексте или отдельных частей слова.

    На данный момент широко применяется коррекция дислексии по методу Рональда. Д. Дейвиса, суть которой заключается во вкладывании в написанные слова и буквы образного выражения и запоминание его. Так, можно устранить пробелы в восприятии.

    Прогноз и способы предотвращения заболевания

    Профилактика дислексии заключается в соблюдении следующих мер:

    • предупреждение аномалий плода, профилактика осложнений при беременности, предупреждение травмирования младенца во время родов, инфицирования плода или новорожденного;
    • предупреждение инфекционных заболеваний в первые месяцы жизни ребенка;
    • своевременное распознавание и терапия церебральной патологии;
    • ознакомление с основами чтения в 5-7 летнем возрасте;
    • чтение ребенку на ночь и совместное чтение;
    • поощрение ребенка при приобретении каких-либо новых навыков;
    • развивающие игры, во время которых ребенок сможет работать со словами и звуками;
    • работа с социально неблагополучными семьями, проведение беседы с детьми, которые не посещают детский сад или школу.

    Прогноз заболевания в основном хороший. При своевременном распознавании и лечении можно добиться значительных результатов в коррекции дислексии.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *