Лактобактерин для новорожденных детей: инструкция по применению

Лактобактерин инструкция по применению для новорожденных и для чего они нужны. Как принимать, цена, отзывы, аналоги

Сухой лиофилизат живых полезных лактобактерий. После разведения флора активизируется, а затем заселяет кишечник. Проявляет антагонизм по отношению к патогенной флоре, поэтому помогает бороться с кишечными заболеваниями. В составе Лактобактерина также содержится питательная среда, благодаря чему рост бактерий происходит быстрее. Используется при кишечных заболеваниях, а также для предупреждения дисбактериоза. Может назначаться как взрослым пациентам, так и детям. Препарат нужно хранить при температуре не выше 8 градусов.

Лекарственная форма

Препарат выпускается во флаконах и ампулах из прозрачного стекла, в упаковке прилагается ампульный нож для удобного вскрытия металлического колпачка или стеклянного наконечника. Лекарственное средство имеет вид порошка беловато-желтого или бежевого цвета однородной консистенции. Лиофилизат во флаконах и ампулах содержится в количестве 3 и 5 доз, в каждой упаковке по 10 ампул.

Описание и состав

Лактобактерин выпускается российскими фармацевтическими компаниями «Микроген», «Еврофарм», «Аптека ИФК». Активное действующее вещество лекарственного препарата – ацидофильные лактобактерии, которые в кишечнике разлагаю углеводы до молочной кислоты. Лактобактерин содержит в своем составе бифидогенный фактор – лактозу. Молочный сахар является питательной средой для роста и размножения полезных для организма бифидобактерий – нормальной микрофлоры кишечника новорожденных, детей старшего возраста и взрослых.

Фармакологическая группа

Лактобактерин относится к группе лекарственных препаратов, которые восстанавливают нормальную микрофлору кишечника – эубиотики. Ацидофильные лактобактерии, разведенные в воде, активизируют свои полезные свойства. После попадания суспензии в пищеварительный тракт лактобациллы заселяют просвет и слизистую кишечника, начинают быстро размножатся и вступают в симбиоз с нормальной микрофлорой кишки.

Ацидофильные лактобактерии разлагают углеводы пищи до молочной кислоты с образованием молочного сахара. Питательная среда с участием лактозы способствует размножению полезной микрофлоры кишечника и предупреждает развитие дисбактериоза. Лактобациллы оказывают антагонистическое действие (нарушают жизнедеятельность и приводят к гибели) на патогенные бактерии (сальмонеллы, эшерихии, дизентерийную палочку), простейшие, условнопатогенную флору (стрептококки, стафилококки, энтеробактерии).

Ацидофильные бактерии в составе Лактобактерина стимулируют местный иммунитет, что особенно важно в период новорожденности. У детей первого месяца жизни пищеварительная система находится в стадии развития, что может привести к нарушению пищеварения и снижению защитных сил организма. Лактобациллы нормализуют процесс расщепления, переваривания и всасывания пищи при грудном и искусственном вскармливании ребенка.

Показания к применению

Лактобактерин назначает врач после осмотра и дополнительного обследования ребенка. Лекарственное средство может применяться в лечебных и профилактических целях.

Показания для назначения Лактобактерина:

  • острые кишечные инфекции (дизентерия, эшерихиоз, сальмонеллез, диарея вирусного происхождения);
  • дисбактериоз (нарушение баланса между полезной и условнопатогенной микрофлорой кишечника в сторону последней);
  • острые и хронические энтероколиты (воспалительный процесс тонкого и толстого кишечника);
  • неспецифический язвенный колит (воспаление толстого кишечника с образованием язв);
  • обнаружение в пищеварительном тракте бактерии Хеликобактер пилори;
  • нарушение выработки пищеварительных ферментов;
  • метеоризм (газообразование в кишечнике);
  • колики, дискомфорт в животе;
  • переход с грудного на искусственное вскармливание;
  • частые респираторные инфекции;
  • снижение защитных сил организма (иммуносупрессия).

Лактобактерин назначают во время и после окончания курса лечение антибиотиками. Это предотвращает появление дисбактериоза и нарушения процессов пищеварения.

Противопоказания

Лактобактерин практически не имеет противопоказаний, может назначаться детям с первого дня жизни. В редких случаях может возникнуть гиперчувствительность к лекарственному препарату, которая проявляется аллергической реакцией со стороны пищеварительного тракта и кожных покровов. Возникает тошнота, рвота, послабление стула, крапивница и аллергический дерматит. Вероятно, гиперчувствительность связана с нарушением сроков и условий хранения лиофилизата, что приводит к изменениям полезных свойств лактобацилл.

Способ применения и дозы

Перед назначением Лактобактерина необходимо обследовать кишечник на микрофлору и присутствие болезнетворных бактерий. Флакон или ампулу с лиофилизатом вскрывают при помощи ампульного ножа. В мерный стакан наливают теплую кипяченую воду из расчета 5 мл (чайная ложка) на 1 дозу сухой смеси молочнокислых бактерий.

В открытый флакон наливают небольшое количество воды для получения суспензии Лактобактерин. Флакон закрывают резиновой крышкой, открытое горлышко ампулы прикрывают большим пальцем, и осторожно взбалтывают емкость до образования однородной массы бежевого цвета. Полученную суспензию выливают в стакан с теплой кипяченой водой, перемешивают ложкой.

Суспензию необходимо употребить сразу после приготовления. Готовая взвесь лактобацилл не подлежит хранению. Лактобактерин назначают 30-40 минут до кормления. Новорожденным дают по 1 дозе лиофилизата дважды в день. Детям на грудном вскармливании порошок ацидофильных бактерий можно разводить сцеженным грудным молоком.

Во время лечения Лактобактерином рекомендуют вводить в рацион пищу, богатую витаминами. При искусственном вскармливании в прикорм дают свежеприготовленные соки и пюре. Дети на грудном вскармливании получают витамины из грудного молока. В таком случае, кормящей матери необходимо включать в свой рацион витаминизированные продукты.

Длительность терапии определяет лечащий врач в зависимости от специфики заболеваний и тяжести течения патологического процесса. При кишечных инфекциях Лактобактерин принимают 4-6 недель, при неспецифическом язвенном колите – 6-8 недель, при дисбактериозе – 3-4 недели. В случае неэффективности терапии в течение 2 недель, отменяют лекарственный препарат и назначают повторное обследование кишечной микрофлоры.

Лактобактерин используют в профилактических целях при хронических заболеваниях с частыми обострениями. Назначают половину суточной лечебной дозы (0, 5 дозы препарат 2 раза в день). Профилактический прием Лактобактерина проводят через 2-3 недели после лечения рецидива болезни и продолжают в течение 4-6 недель.

Побочные действия

В редких случаях возможны аллергические реакции (понос, тошнота, отказ от кормления, крапивница). Побочные эффекты чаще возникают при использовании лиофилизата с истекшим сроком годности или при ненадлежащих условиях хранения.

Взаимодействие с другими лекарственными препаратами

В клинических испытаниях Лактобактерина не было выявлено негативного взаимодействия с другими лекарственными препаратами. Лиофилизат назначают одновременно с проведением химиотерапии и приемом антибиотиков, что улучшает эффективность лечения.

Особые указания

Растворенный лиофилизат хранению не подлежит. Суспензию необходимо употребить сразу после приготовления, остатки жидкости вылить. Не рекомендуют применять Лактобактерин с нарушением целостности флакона или ампулы, со стертой маркировкой о дозе препарата и сроке хранения. Потемнение сухой массы лактобацилл, образование комочков, присутствие посторонних включений – противопоказание к приему лекарственного средства. Лиофилизат не следует растворять в горячей воде с температурой выше 40 градусов.

Передозировка

В клинических испытаниях препарата ни одного случая передозировки выявлено не было.

Условия хранения

Лактобактерин необходимо хранить в закрытом флаконе или ампуле в виде лиофилизата (сухого порошка). Остатки суспензии после применения подлежат утилизации. Лактобактерин следует хранить в условия холодильника при температуре 2-8 градусов. При низкой температуре лактобациллы в полной мере сохраняют свои полезные свойства. При температуре выше 10 градусов лактофильные бактерии погибают. Срок хранения герметично закрытой упаковки – 2 года. Вскрытый флакон или ампула с сухой смесью может храниться в холодильнике не более 5 дней.

Аналоги препарата

Вместо Лактобактерина можно использовать следующие медикаменты:

  1. Линекс является заменителем Лактобактерина по клинико-фармакологической группе. Выпускается лекарственное средство в капсулах для орального приема, которые рекомендованы для лечения и профилактики дисбактериоза, в том числе у грудничков, беременных и кормящих.
  2. Нормазе содержит в качестве активного компонента лактулозу. Выпускается лекарство в сиропе для орального применения, который разрешен детям всех возрастов, женщинам в положении и кормящим грудью. Препарат не только помогает нормализовать микрофлору кишечника, но устраняет запоры.
  3. Ацилакт содержит живые штаммы Lactobacillus acidophilus. В продаже медикамент встречается в ректальных свечах, лиофилизате для приготовления раствора для приема внутрь, таблетках. Он может приниматься у детей, в том числе и у новорожденных, беременных и кормящих.
  4. Хилак форте выпускается в каплях, которые можно применять пациентам любого возраста для устранения дисбактериоза и расстройства желудка. Препарат можно прописывать беременным и кормящим. Он является заменителем Лактобактерина по терапевтической группе.

Цена препарата

Стоимость лекарственного средства составляет в среднем 164 рублей. Цены колеблются от 154 до 211 рублей.

Лактобактерин жидкий концентрат флакон 10мл 10 шт.

  • Действующее вещество (МНН): Лактобактерии
  • Производитель: Био Лонг Лайф ООО
  • Страна производства: Российская Федерация
  • Форма выпуска: жидкость для приема внутрь
  • Категория:Жидкие пробиотики

Доставим в одну из 2242 аптек вашего региона

Доставим в течение 1-2 дней, бесплатно

Оплата в аптеке при получении товара

Минимальная сумма первого заказа 200 i , второго и последующих 400 i

  • Инструкция
  • Форма выпуска
  • Аналоги 15
  • Оставить отзыв
  • Аптеки

Инструкция по применению Лактобактерин жидкий концентрат флакон 10мл 10 шт.

  • Краткое описание
  • Фармакологическое действие
  • Показания
  • Способ применения и дозировка
  • Побочные действия
  • Противопоказания
  • Особые указания
  • Условия хранения

Краткое описание

Пробиотик. Жидкий концентрат лактобактерий ЛАКТОБАКТЕРИН+ является биологически активной добавкой – источником пробиотических микроорганизмов (лакто-бактерий), соответствует требованиям Технических регламентов Таможенного Союза – ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 022/2011. Жидкий концентрат лактобактерий ЛАКТОБАКТЕРИН+ – это уникальный комплекс, на основе живых лактобактерий и продуктов их метаболизма, необходимых человеку на протяжении всей жизни. Комплекс быстро и эффективно подавляет рост и развитие гнилостных и гноеродных бактерий (клебсиеллы, протеи, стафилококки, стрептококки), возбудителей ОКИ (сальмонеллы, шигеллы и др.), грибов рода Кандида за счет создания кислой среды и большого содержания компонентов, обладающих антимикробным действием. Жидкая живая культура 3 штаммов лактобактерий: Lactobacillus plantarum 8 P-АЗ, Lactobacillus fermentum 90TC-4, Lactobacillus casei Сб, выращенных в среде культивирования на основе гидролизата коллагена пищевого КоллАмин-80 и используемых в качестве дополнительного источника микроорганизмов. В 1 мл препарата содержится до 8 миллиардов микробных клеток лактобактерий в физиологически активном состоянии. ЛАКТОБАКТЕРИН+ не содержит генетически модифицированных штаммов микроорганизмов. Отсутствует лактоза и белок коровьего молока. Без консервантов, красителей и адаптеров вкуса.

Фармакологическое действие

Лактобактерии составляют основу микрофлоры кишечника человека – составляя до 85-90% от всей микрофлоры у взрослых и до 95% – у детей, и обладают высокой антагонистической активностью против широкого спектра патогенных и условно-патогенных микроорганизмов (включая стафилококки, протей, энтеропатогенную кишечную палочку, шигеллы, некоторые дрожжеподобные грибы). Лактобактерии участвуют в процессах пищеварения и синтезе витаминов, обладают свойством неспецифической стимуляции функции печени, способствуют усилению процессов всасывания через стенки кишечника ионов кальция, железа, витамина D, нормализации обмена микроэлементов, регулируют содержание и обмен биологически активных веществ. Лактобактерии проявляют иммуностимулирующую активность, нейтрализуют токсины в кишечнике, оказывают благотворное влияние на организм при хронических заболеваниях внутренних органов, способствуют росту и развитию других представителей нормофлоры. Таким образом, лактобактерии нормализуют пищеварительную и защитную функции кишечника, активизируют обменные процессы, повышают неспецифическую резистентность организма. При дефиците лактобактерий человек становится восприимчив к инфекционным заболеваниям, воздействию токсичных веществ, радиации. В этих условиях повышается активность условно-патогенной микрофлоры, что может способствовать ускорению роста опухолей за счет мутагенных влияний микробных метаболитов.

Показания

ЛАКТОБАКТЕРИН+ применяется при профилактике, а также в комплексной терапии в следующих случаях: – При дисбактериозах кишечника различной этиологии; – Для восстановления микрофлоры после антибиотиков, гормональной, лучевой и химиотерапии; – В комплексной терапии кишечных инфекций (дизентерия, сальмонеллез, энтеровирусная инфекция и т.п.); – При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта (хронические гепатиты, панкреатиты, колиты, дуоденит, гастрит, болезнь Крона, болезнь Уиппла и т.п.); – При недостаточности пищеварения в комплексе с ферментами; – Для профилактики осложнений в комплексной терапии онкозаболеваний и снижения риска заболевания; – Для повышения иммунитета, снижению риска заболеваний при работе во вредных или экстремальных условиях; – Для повышения резистентности организма к вирусным инфекциям (ОРВИ, герпес и т.п.); – Для профилактики иммунных нарушений с кожными проявлениями (экссудативный диатез, нейродермит, экзема, дерматозы, дерматиты и др.); – Для больных с эндокринной патологией – для иммуностимуляции и коррекции микробиоценоза желудочно-кишечного тракта; – Для снижения риска поражения атеросклерозом; – Для профилактики интоксикационных поражений печени, кишечника, нервной системы у людей, работающих на вредных производствах или экстремальных условиях (шахтеры, проводники, космонавты, полярники и т.п.); – Для улучшения пищеварения у пожилых людей, в связи с возрастными изменениями. Местные аппликации: – Трещины сосков у кормящих матерей – в виде аппликаций; – Молочница (кандидозный стоматит) ротовой полости – смазывать участки поражения; – Санация ротовой полости и носовых ходов для профилактики гриппа и ОРВИ – полоскание и закапывание; – Для купирования кожных проявлений (экссудативный диатез, нейродермит, экзема, дерматозы, дерматиты и т.п.) – в виде местных кожных аппликаций; – Нарушение микрофлоры половых органов женщин – вагинально – 3-5 мл препарата нанести на поверхность тампона, пропитанного теплой кипяченой водой и ввести во влагалище на 4-8 часов. Рекомендуемый курс 10-12 дней. – В косметологии (для очистки лица от патогенной флоры) – в виде маски.

Способ применения и дозировка

Препарат является готовой формой. Перед употреблением флакон встряхнуть. Препарат принимать 1-2 раза в день, взрослым возможен однократный утренний прием суточной дозы. Рекомендуется принимать за 20-30 минут до еды, предварительно встряхнув флакон, запивая небольшим количеством воды. Препарат можно применять детям, начиная с первого дня жизни. – детям от 1 года до 12 лет – по 1-3 мл в день – детям с 12 лет и взрослым – по 3-5 мл в день Продолжительность приема – 14-30 дней. Перед употреблением рекомендуется проконсультироваться с врачом.

Побочные действия

Возможны аллергические реакции.

Противопоказания

Индивидуальная непереносимость компонентов продукта.

Особые указания

При антибактериальной терапии можно применять с первого дня лечения спустя 2-3 часа после приема антибиотиков. Во время беременности и периода лактации применять по назначению врача. Детям до 3-х лет использовать строго по назначению врача. В особых случаях курс приема препарата может быть продлен до 2 месяцев.

Читайте также:  Боль в шее справа при повороте

Условия хранения

Срок хранения – 12 месяцев в невскрытой заводской упаковке. Хранить в холодильнике при температуре от +2°C до +8°C. Вскрытый флакон хранить в холодильнике не более 48 часов при температуре от +2°C до +8°C.

Лактобактерин : инструкция по применению

Состав

1 доза препарата содержит:

Активные компоненты: не менее 2 х 109 живых лактобактерий.

Вспомогательные вещества: компоненты защитной среды высушивания (желатин; сахароза (сахар); молоко).

Описание

Кристаллическая или пористая масса от светло-желтого до светло-коричневого или светло-серого цвета со специфическим запахом.

Характеристика препарата

Препарат представляет собой микробную массу живого, антагонистически активного штамма лактобактерий (Lactobacillus plantarum 8Р-АЗ), лиофилизированную в среде культивирования с добавлением защитной сахарозо-желатино-молочной среды высушивания.

Фармакотерапевтическая группа: Противодиарейные микроорганизмы. Код ATX: A07FA01.

Фармакологические свойства

Препарат содержит живые лиофилизированные молочнокислые бактерии, которые являются нормальной составляющей естественной микрофлоры и обладают высокой антагонистической активностью в отношении патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, включая стафилококки, энтеропатогенные кишечные палочки, протеи, шигеллы, что определяет эффект препарата в отношении поддержания и восстановления бактериоценоза при его нарушении. Препарат действует местно. Лактобактерии, вырабатывая молочную кислоту и другие продукты жизнедеятельности, создают кислую среду, способствуют нормализации пищеварения и местного иммунитета.

Показания к применению

Препарат применяется взрослыми и детьми для профилактики, а также в качестве вспомогательного средства в комплексной терапии состояний, сопровождающихся нарушением баланса нормальной микрофлоры.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта:

В составе комплексной терапии острых и хронических воспалительных заболеваний кишечника, протекающих с нарушением микрофлоры.

Для восстановления микробиологического равновесия кишечника у лиц перенесших острые кишечные инфекции.

Для профилактики кишечной дисфункции вследствие антибактериальной или лучевой терапии.

При заболеваниях женской половой сферы:

Для восстановления биоценоза влагалища при неспецифических воспалительных заболеваниях женской половой сферы и санации половых путей у беременных с нарушением чистоты вагинального секрета до III-IV степени при родовой подготовке.

Противопоказания

Повышенная чувствительность к компонентам препарата

Дефицит сахаразы/изомальтазы, непереносимость фруктозы, глюкозо-галактозная мальабсорбция.

Противопоказано местное применение при вульвовагинальных кандидозах. Безопасность и терапевтическая эффективность перорального применения препарата при вульвовагинальных кандидозах клинически не иследовалась.

Меры предосторожности

Перед применением препарата необходимо проконсультироваться с врачом.

Непригоден для применения препарат, целостность упаковки которого нарушена (треснувшие флаконы), препарат с измененным внешним видом биомассы, при наличии посторонних включений, препарат без маркировки.

Не рекомендуется растворение препарата в горячей воде (выше 40 °С). Растворенный препарат хранению не подлежит.

Для следующих групп пациентов пробиотическую терапию проводят только под наблюдением врача:

пациенты с угнетением иммунной системы, особенно пациенты на поздних стадиях СПИДа или пациенты с аллотрансплантантами, а также получающие химиотерапию;

пациенты с эндо- или миокардитом, перенесшие операции на кишечнике, в ротовой полости или на зубах;

пациенты с острым нарушением функции поджелудочной железы, а также с инсулинзависимым диабетом. Пробиотики способны влиять на процесс усвоения углеводов и, тем самым, на уровень глюкозы в крови.

пациенты с диареей с примесью крови.

Применение во всех вышеперечисленных случаях возможно, когда ожидаемое благоприятное действие пробиотиков превосходит возможный риск.

Применение при беременности и в период грудного вскармливания Беременность и период лактации не являются противопоказанием. До настоящего времени в клинической практике не отмечалось проявления токсических эффектов в отношении развивающегося плода человека. Однако недостаточный мониторинг действия препарата во время беременности не позволяет исключить потенциальный риск развития побочных реакций.

Способ применения и дозы

Препарат применять внутрь в виде раствора, а в акушерско-гинекологической практике – интравагинально. Для растворения препарата применять кипяченую воду комнатной температуры (20-25 °С)

Способ растворения: В стакан налить воду из расчета 1 чайная ложка на 1 дозу препарата (количество доз указано на этикетке). Вскрыв флакон, удалить колпачок и пробку, часть воды из стакана перелить во флакон и взболтать (препарат растворяется не более 5 минут, образуя гомогенную суспензию желтовато-бежевого или беловато-серого цвета). Растворенный препарат из флакона перелить в стакан с остатком воды и тщательно перемешать. 1 чайная ложка полученного в стакане раствора составляет 1 дозу препарата. Детям рекомендуется растворять содержимое флакона из расчета 1 мл на 1 дозу препарата.

Необходимое количество чайных ложек раствора (доз) рекомендуется принимать за 40-60 минут до еды, желательно запивать молоком.

Рекомендуемые суточные дозы для приема внутрь в зависимости от возраста:

ВозрастДоза
Дети до 6 мес3 дозы 2 раза в день
Дети от 6 мес до 1 года3 дозы 3 раза в день
Дети от 1 до 3 лет5 доз 2 раза в день
Дети старше 3 лет и взрослые5 доз 2-3 раза в день

Суточную дозу и продолжительность курса лечения определяет врач в зависимости от особенностей заболевания и выраженности нарушений микрофлоры. Курс лечения обычно составляет от 3 недель до 2 месяцев.

При отсутствии эффекта от лечения на протяжении 2 недель, необходимо повторное исследование микрофлоры желудочно-кишечного тракта и коррекции с другими препаратами в зависимости от полученного результата. При рецидивах заболевания могут назначаться повторные курсы лечения после предварительно исследования микрофлоры.

Дети: Возможность применения препарата у детей оценивает врач с учетом предполагаемой пользы и возрастных особенностей пациента. Новорожденным и детям грудного возраста препарат назначают в процессе кормления, смешивая с грудным молоком.

При интравагинальном применении рекомендуется растворить содержимое флакона в 5-10 мл кипяченого воды комнатной температуры, пропитать раствором препарата ватный и марлевый стерильный тампон, ввести тампон во влагалище и оставить на 2-3 часа. У детей и подростков можно использовать орошения.

В акушерско-гинекологической практике Лактобактерин применяют по 5 доз 2 раза в день интравагинально, в течение 10-12 дней, начиная с 10-12 дня менструального цикла. Для предродовой подготовки беременных группы риска используют по 5 доз 1 раз в сутки в течение 5-8 дней. Лечение проводится под контролем восстановления частоты вагинального секрета до I-II степени и исчезновения клинических симптомов заболевания. В случае, если был пропущен прием очередной дозы, рекомендуется принять препарат как можно скорее. Если подошло время следующего приема, удваивать дозу для компенсации пропущенной дозы не следует.

Применение у лиц с нарушением функции печени и почек

Особенности применения препарата у лиц с нарушением функции печени и почек не изучены.

Побочное действие

Побочное действие препарата не установлено.

У отдельных людей с измененной реактивностью могут развиваться аллергические реакции на компоненты препарата. При появлении побочных действий, не упомянутых в инструкции, необходимо обратиться к лечащему врачу.

Передозировка

Случаи передозировки не зарегистрированы.

Взаимодействие с другими лекарственными препаратами

Ввиду высокой антибиотикоустойчивости лактобактерий допускается применение Лактобактерина при антибиотикотерапии.

Влияние на способность управлять транспортными средствами, механизмами

Лиофилизат для приготовления суспензии для приема внутрь и местного применения. По 5 доз во флаконе из стекла. По 10 флаконов в коробке картонной с инструкцией по применению.

Условия хранения

При температуре от 2 °С до 8 °С. Хранить в недоступном для детей месте.

При температуре от 2 °С до 8 °С.

Срок годности

1 год. Препарат с истекшим сроком годности использованию не подлежит.

Условия отпуска

Отпускается без рецепта.

Производитель/организация, принимающая претензии:

ФГУП «НПО «Микроген» Минздрава России.

Россия, 115088, г. Москва, ул. 1-ая Дубровская, д. 15, тел. (495) 710-37-87, факс (495) 783-88-04, e-mail: secretariat@microgen.ru.

Россия, 614089, Пермский край, г. Пермь, ул. Братская, д. 177, тел. (342) 281-94-96.

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;

На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

Надувать мыльные пузыри;

Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.

«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке « Стихи-болтушки » ( Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
  • 7. Чтение книг

    Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

    Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

    8. Сюжетно-ролевые игры

    Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

    Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

    9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

    Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

    Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

    Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

    10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

    Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

    Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

    Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

    Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие – «Альбом по развитию речи для самых маленьких» ( Ozon , My-shop ). О нем я уже немного писала раньше здесь.

    На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

    На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

    13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

    Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

    Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

    Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

    Способ 1 — уберите то, что мешает!

    Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

    Способ 2 — расширяйте словарный запас.

    Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

    Способ 3 — делайте уроки веселыми.

    Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

    Способ 4 — зарядка для языка.

    Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

    Способ 5 — повторяйте друг за другом.

    Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

    Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.

    В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

    Способ 7 — введите в режим чтение.

    Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

    Способ 8 — спойте, друзья!

    Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

    Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.

    Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

    Способ 10 — немного хитрите.
    Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

    Способ 11 — никаких упрощений.

    Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

    Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.

    Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

    >h3>Способ 13 — проявляйте внимание.

    Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

    Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

    Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

    1. Заведите книжку для чтения

    Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

    2. Сократите репертуар

    Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

    3. Используйте в своей речи одни и те же слова

    Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

    4. Выводите ребенка на речь

    Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

    Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

    5. Говорите только на одном языке

    Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

    6. Где игрушки?

    Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

    7. Не прекращайте развивающие занятия

    Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

    8. Музыкальные занятия

    Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.
    Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

    Дата публикации: 27.05.2016. Последнее изменение: 07.12.2020.

    Упражнения и игры для развития речи детей 2–3 лет

    Вера Геннадиевна
    Упражнения и игры для развития речи детей 2–3 лет

    В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

    Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

    Чтобы развить речь ребенка нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т. д. Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи.

    1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

    Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

    Дыхательные упражнения.

    Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

    1.«Подуем на снежинку».

    Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

    2. «Бабочка летает».

    Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

    3.«Плывет, плывет кораблик».

    Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

    Цель: развитие артикуляционного аппарата.

    Упражнение «Заборчик».

    Зубы ровно мы смыкаем

    И заборчик получаем,

    А сейчас раздвинем губы –

    Посчитаем наши зубы.

    Упражнение «Хобот слоненка».

    Подражаю я слону

    Губы хоботом тяну…

    Даже если я устану,

    Их тянуть не перестану.

    Буду долго так держать,

    Свои губы укреплять.

    2. Игры по развитию общей моторики.

    Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

    Мы идем по кругу, посмотри,

    И шагаем дружно: раз, два, три.

    Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

    Поскакали,поскакали: скок, скок, скок,

    А потом, как аисты встали – и молчок.

    3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

    Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

    Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

    4. Игры – подражания с речевым сопровождением.

    Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

    «Птичий двор»

    Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

    Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

    Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

    Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

    А наш Петя-петушок рано-рано поутру

    Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

    «Произношение гласных звуков»

    – А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

    девочка укачивает куклу).

    – О-о-о (разболелся зуб,удивление).

    – У-у-у (гудит поезд).

    -И-и-и (жеребенок ржет).

    Звуки произносятся на выдохе.

    5. Пальчиковые игры.

    Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

    На двери висит замок.

    Кто его открыть бы смог?

    Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

    6. Игры с различными предметами и материалами.

    Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

    (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

    Маленькая птичка принесла яичко,

    Мы с яичком поиграем,

    Мы яичко покатаем,

    Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

    «Крутись карандаш»

    (карандаш должен быть ребристым).

    Катание карандаша по столу вперед- назад,

    чтобы карандаш не укатился.

    Сначала одной рукой, потом другой.

    Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

    В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

    Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

    Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

    Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

    Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

    Игры и упражнения для развития речи дошкольников “Кто кем был или что чем было” (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

    Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

    Игры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей “волшебными”. Огромную пользу в.

    Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

    Игры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи – речевое дыхание. Речевое дыхание – это дыхание в процессе.

    Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

    Игры для развития речи в 2 года

    06.09.2015 , Игры для развития речи, Статьи Комментарии отсутствуют

    В 2 года ваш ребенок уже стал вполне самостоятельным человечком. Может и пирамидку собрать, и башню из кубиков построить, и ложки до стола донести перед обедом. Он даже пытается самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, орудовать расческой и зубной щеткой. Изо дня в день он повторяет одни и те же действия и совершенствуется в них. Малыш с удовольствием наблюдает за вами и с энтузиазмом вам подражает.

    Подражает, в том числе, и взрослой речи. Поэтому родителям двухлеток стоит приложить усилия сразу в нескольких направлениях развития речи детей и лучше это делать через игру.

    Направления развития речи ребенка в 2 года

    Прежде чем думать, как развивать речь, стоит определиться с тем, в каких именно направлениях работать. Итак, разберемся, что для чего нужно делать.

    Игры на расширение пассивного словаря нужны для того, чтобы ребенок мог лучше понимать вас, книги, которые вы ему читаете, и окружающий мир в целом.

    В активный словарь будут добавляться слова, с помощью которых малыш сам будет с вами общаться.

    Игры, связанные с грамматикой, дадут возможность потренироваться в правильном употреблении предлогов и окончаний.

    Слуховое внимание и фонематический слух помогут ребенку научиться по звуку узнавать предмет (например, различать звуки, которые издают разные музыкальные инструменты, животные и т.п.) и понимать смысл слов, которые очень похожи по звучанию (пила-юла, стол-стул, лес-лис).

    Правильное речевое дыхание делает нашу речь плавной, помогает регулировать громкость голоса. А потому игры для развития речи в 2 года подразумевают и дыхательные упражнения.

    Игры на развитие мелкой моторики заставляют лучше работать отделы мозга, отвечающие за речь.

    Хорошо развитая артикуляционная моторика даст возможность ребенку правильно выговаривать уже известные звуки и скорее усвоить те, что еще не удаются.

    Более подробно об этих направлениях мы расскажем в следующих статьях. И предложим вам много игр для работы над каждым из них. А пока попробуйте эти игры.

    Примеры игр для развития речи детей в 2 года

    Пассивный словарь

    • «Загадки» . Положите перед ребенком несколько разных предметов, например, ложку, мяч, шапку, карандаш. Вы загадываете загадку – малыш показывает отгадку. Вопросы могут быть такими: чем можно кушать, что надевают на голову в холод, чем рисуют. Вместо реальных предметов можно пользоваться картинками.
    • «Найди одинаковое» . Подготовьте несколько предметов двух цветов, например, синие и красные кубики и колечки от пирамидки. Возьмите синий кубик и попросите найти второй такой же. Прикладывайте, сравнивайте, комментируйте. Позже можно увеличить количество цветов, не показывать образец, а сразу говорить: «найди все красные колечки». Важно, чтобы на первом этапе предметы были одинаковой формы.

    Активный словарь

    • «Рифмы» . Предложите договаривать последнее слово в стихотворном тексте. Отлично подходят для этого рифмованные загадки.

    • «Кто где живет» . Возьмите книги с иллюстрациями животных. Побеседуйте с ребенком о том, кто из животных чем питается и где живет.
    • «Собираемся гулять» . Перед тем, как отправиться с малышом на улицу, положите перед ним его одежду. Расскажите, что после чего надевают, а ребенок пусть показывает или называет ту вещь, о которой вы говорите. Затем задавайте вопросы об очередности надевания вещей, об их назначении, а ребенок пусть на них ответит.

    Грамматика

    • «Где карандаш?» Возьмите в качестве «реквизита» карандаш и книгу. Попросите ребенка положить карандаш НА книгу, В книгу, ПОД книгу. Так же можно провести игру и с другими предметами.
    • « Отвечаем на вопросы» . Найдите в книгах картинки, на которых человек или животное выполняет действие с помощью какого-либо предмета. Научите ребенка отвечать на вопросы предложением. Например, скажите: «Это мальчик. У него в руках лопата. Что он делает?» (Мальчик копает лопатой).

    Слуховое внимание

    • «Три медведя» . Прочтите с ребенком сказку «Три медведя», изображая голосом каждого из героев. Затем поговорите с малышом от лица каждого из персонажей и предложите угадать его. Предложите ребенку самому поговорить от лица героев.
    • «Далеко – близко» . Возьмите картинки самолета большого и маленького. Громко произнося «УУУ» – вы изображаете тот самолет, который летит близко, тихо «ууу» – тот, что далеко. Попросите ребенка показать, какой самолет вы изображаете, который далеко или близко.

    Фонематический слух

    • «Находилки» . Показывайте ребенку картинки с предметами, названия которых похожи по звучанию (зуб, суп, бутон, бидон, батон, мишка, мышка). Пусть малыш находит предметы по вашей просьбе.

    Дыхание

    • «Кто дальше» . Возьмите лист бумаги и устройте соревнование: кто дальше сдует его, тот и выиграл.
    • «Буря» . Дайте ребенку стакан с водой и трубочку, покажите, как сделать «бурю в стакане».

    Мелкая моторика

    • «Бусы» . Предложите ребенку нитку и мелкие предметы с отверстиями (бусины, пуговицы, макароны) – пусть нанизывает.
    • Научите работать с пластилином : мять, катать шарики и колбаски, отщипывать.
    • «Дорисуй» . Пользуйтесь карандашами, мелками, фломастерами, красками (лучше пальчиковыми, чтобы было больше контакта между нервными окончаниями на пальцах ребенка и материалами с разной текстурой). Нарисуйте рельсы, а ребенок пусть добавит шпалы, вы дерево, а малыш – яблоки на нем, вы ежика, а ребенок – иголки и т.п.

    Артикуляционная моторика

    • «Шарики ». Превратитесь в воздушные шарики – надувайте и сдувайте щеки.
    • «Заборчик» . Покажите «заборчик» – широко улыбнувшись, потом улыбнитесь так, чтобы зубов видно не было.
    • «Обезьянки» . Станьте обезьянками – прячьте язык то за верхнюю, то за нижнюю губу, не открывая рта.

    Это далеко не все игры, которые подходят для развития речи детей 2 лет. Однако если вы будете использовать хотя бы их, непременно заметите положительный результат. Ребенок будет быстрее запоминать новые слова и осваивать строй языка, а вместе вы получите еще больше радости от процесса общения.

    Оцените статью
    Добавить комментарий