Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения, виды и формы заболевания

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Незамеченные вовремя патологии у детей дошкольного возраста могут приводить к негативным последствиям и становиться причиной трудностей в школьном обучении и даже во взаимоотношениях со сверстниками.

Статья:

Наверняка вы встречались с детьми, испытывающими сложности с чтением или произношением звуков, букв, слов. В раннем детском возрасте о проблеме говорить рано, но есть определенные сигналы, которые должны настораживать. Незамеченные вовремя патологии у детей дошкольного возраста могут приводить к негативным последствиям и становиться причиной трудностей в школьном обучении и даже во взаимоотношениях со сверстниками. В некоторых случаях можно говорить о дислексии. Предлагаем разобраться в вопросе детальнее.

Дислексия: что это такое

Так называют нарушения процессов чтения, а также звукопроизношения. Выражается в неправильном распознавании различных знаков, символов, букв, сложностях с восприятием прочитанного. Часто дислексии подвержены именно дети.

Формы дислексии

Есть разные типы патологии, отличающиеся по симптомам и особенностям нарушений:

Признаки дислексии

Проявления патологии весьма разнообразны. В общем виде симптомы дислексии следующие:

  1. Изменение порядка букв, слогов, чисел при составлении слов и чтении;
  2. Трудности с освоением алфавита, таблицы умножения, написанием текстов;
  3. Неправильный захват письменного инструмента (ручка, карандаш);
  4. Слабые показатели концентрации, плохая память;
  5. Путаница «лево-право»;
  6. Проблемы с общением и выстраиванием взаимоотношений.

Для более точного и детального понимания проблемы рассмотрим классификацию симптомов дислексии в зависимости от возраста.

Дети дошкольного возраста

Характерны речевое отставание, затруднения в освоении слов и их произношении, а также базовых навыков письма, ухудшенная словесная память. Наблюдается путаница в расположении букв и слов.

Младшие школьники

Ребятам затруднительно распознавать слова, наблюдается замена слов схожими по смыслу и звучанию. Частое явление — перестановка букв, слогов и слов при чтении, путаница в цифрах. Во многих случаях диагностируются нарушенная координация движений, медленное освоение навыков, проблемы с запоминанием фактов.

Средний школьный возраст

Ребята очень медленно читают либо вообще отказываются от выполнения устных и письменных заданий. У дислексиков часто неразборчивый почерк, проблемы с памятью, им сложно правильно распознавать мимику и другие сигналы.

Признаки дислексии у старших школьников

Навык письма сформирован плохо, и такие дети пишут и читают с ошибками. Им трудно воспринимать, обобщать и пересказывать информацию. Возникают проблемы с сочинениями и многими другими заданиями. Работают медленно, сложно адаптируются к изменениям.

В более взрослом возрасте дислексия проявляется медленным или ошибочным чтением, невнимательностью, рассеянностью, трудностями с самоорганизацией и самообучением.

Причины дислексии

Основной фактор — нарушения в работе мозговых структур. Это явление может быть вызвано различными состояниями, заболеваниями, ситуациями. Определим ключевые причины дислексии:

  1. Повреждение головного мозга в перинатальном периоде. Возможные провокаторы: анемия, порок сердца, инфекции матери, асфиксия, затяжные роды, алкогольная и лекарственная интоксикация, преждевременная отслойка плаценты, фетоплацентарная недостаточность;
  2. Нарушение баланса между полушариями мозга, чаще — в пользу сильного преобладания правого;
  3. Социальные факторы: запущенность или, наоборот, непомерные обучающие нагрузки, изоляция от ровесников, неблагополучное семейное окружение;
  4. Генетическая предрасположенность;
  5. Проблемы со зрением;
  6. Черепно-мозговые травмы и инфекции головного мозга;
  7. ДЦП.

Чтобы достоверно определить природу детской дислексии, необходимо пройти комплексное обследование.

Диагностика и коррекция детской дислексии

Логопед изучает анамнез жизни и развития, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата и моторики. У детей дошкольного возраста оценивают звукопроизношение, связность речи, способность воспринимать устную речь. У школьников смотрят на особенности письма, скорость чтения, успеваемость по различным предметам.

По показаниям назначают консультации невролога, офтальмолога, прохождение электроэнцефалограммы, ЭхоЭГ, офтальмологические тесты. Выбор методов коррекции зависит от формы патологии и ее запущенности. Традиционно логопеды проводят специальные занятия.

Упражнения при дислексии

Цель — устранить дефекты звукопроизношения, сформировать грамматические системы словообразования, развить речевой слух, улучшить зрительно-пространственные представления:

  1. «Отыщи слово». Предлагаем найти все предметы на заданную букву, со временем усложняем и ищем вещи, названия которых не начинаются, а заканчиваются на определенный звук;
  2. «Составь слова». Составляем из «приклеившихся» друг к другу магнитных букв отдельные слова. К примеру, нужно разделить «МАМАБАБУШКАПАПА»;
  3. «Напиши слово». Пусть дислексик прочтет слово и напишет его по памяти. Постепенно усложняем, добавляя словосочетания;
  4. «Почини предложение». Предложите из перемешанных карточек с написанными словами составить фразу. Для детей дошкольного возраста можно адаптировать так: составить слова из карточек со слогами;
  5. «Угадай-ка». Это упражнение любят все ребята. Рисуйте на спинке ребенка буквы, слоги, слова, а он пусть угадывает их;
  6. «Игра в слова». Поочередно с учеником называйте слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. К примеру, «мама-атлас-сова-альбом-машина»;
  7. «Считаем звуки». Подготовьте немного макарон и чашку. Называйте слова и предложите выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове;
  8. «Милые названия». Пусть малыш назовет ласково слова, сказанные вами. Примеры: стол-столик, машина-машинка, кошка-кошечка.

Можно подключить фантазию и придумать собственные игры и упражнения, которые понравятся ребенку и принесут пользу.

Меры профилактики

Предупредить патологию легче, чем корректировать. Развивайте зрительно-пространственное и речевое восприятие, мелкую моторику с раннего возраста. Активно используйте двигательные и развивающие игры.

Демонстрируйте картинки с животными, предметами, а позже — словами, буквами. Дети лучше воспринимают информацию именно визуально. Увиденное откладывается в памяти сразу вместе с лексической составляющей.

Профилактику важно начинать задолго до школы. Все задания начинайте от самых простых, усложняя только по мере полного освоения предыдущего этапа.

Прогноз на выздоровление

При комплексном подходе — устранении сопутствующих речевых и психических нарушений и в случае, если соблюдается разумный баланс, эффективность коррекции и профилактики высокая. Важно соблюдать меру — проводить занятия регулярно, но не переусердствовать.

Люди-дислексики нередко — талантливые и неординарные личности. Подчеркивайте уникальность, но делайте акцент на социальное, физическое и психологическое здоровье вашего чада. Успехов!

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.
методическая разработка по логопедии по теме

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.

Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректирующие упражнения и обучающие методики. Педагоги и родители должны овладеть всеми этими методами и применять их на уроках и в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
tehniki_nlp.doc47.5 КБ
disleksiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММИРОВАНИЯ В РАБОТЕ

В настоящий момент ещё рано говорить о чёткой системе использования техник НЛП в отечественной педагогике, но использование элементов этой техники на уроках возможно и реально. Учитывая нейролингвистические характеристики детей, учителю важно излагать материал на доступном детям языке с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Для этого учителю необходимо научиться варьировать изложение материала во всех трёх модальностях. Это не только помогает опираться на развитую модальность ребёнка, но и научит использовать менее развитые модальности в процессе обучения.

Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам восприятия, учить многосенсорно . Многосенсорное восприятие информации на уроке помогает учащимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия. Кроме того, многосенсорное обучение развивает другие сенсорные каналы учеников.

Работая с учеником – визуалистом , используйте слова, описываю-щие цвет, размер, форму, местоположение, выделяйте цветом раз-личные пункты или аспекты содержания. Записывайте действия, используйте схемы, таблицы, наглядные пособия.

Работая с учеником – аудистом , используйте вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражайте телом ритм речи.

Работая с учеником – кинестетиком , используйте жесты, прикос-новения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Помните, что кинестетически обучаются посредством мышечной памяти. Позволяйте им играть роль различных частей из вашей информации.

Если серьёзно анализировать результаты обучения, то особое внимание нужно обратить на процесс памяти.

Ученик с аудиальной памятью использует свой мозг в качестве магнитофона. Получив вопрос, он выбирает кассету с ответом и прокручивает всю информацию, пока не получит ответ.

Ученик с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Визуализация информации – основной ключ к академическому успеху.

Ученик с кинестетической памятью способен запоминать через двигательную активность.

Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идёт более прочное запоминание материала. Визуалисту необхо-димо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудисту нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения задания издаёт звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.

Замечания ученику необходимо также делать на его языке: визуалисту – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему; аудисту – сказать шёпотом: «Ш – ш – ш»,

В качестве примера возможного использования знаний о внутренних стратегиях человека опишем технику НЛП «Стратегия грамотного письма (спеллинг)».

В её основе лежит явление так называемой «врождённой грамот-ности», которая помогает людям, обладающей ею, безошибочно писать, не обращаясь к существующим правилам грамматики. Эти люди владеют особой стратегией, позволяющей не делать ошибок: запоминают слова в виде зрительных образов (ведущая система – зрительная модальность).

Данной стратегии можно обучить ребёнка. Причём эффективность обучения намного выше, чем при заучивании правил грамматики. Стратегия действует автоматически, на неосознаваемом уровне.

Суть методики состоит в том, что обучающемуся человеку предъявляются для запоминания эталоны слов на карточках, чтобы потом их узнать.

НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩИХСЯ.

слушать, ритм, звуки,

подобные речи и т.д.

вокруг глаз, мигание,

прищуривание, нахму-енные брови и т. д.

Основные движения от шеи и ниже.

Основные движения вокруг рта и ушей

Голос высокий. При разговоре подбородок поднимается вверх.

Голос низкий. При разговоре подборо-док опускается вниз.

Хорошо имитирует тон, высоту голоса.

Наблюдательны. Ориентированы на внешний вид. С трудом запоминают словесные инструк-ции. Запоминают образами. Меньше отвлекаются на шум. Испытывают замешательство, читая слова, которые раньше не видели.

При общении стоят близко, касаясь людей. Много движений. Раннее физическое разви-тие. Высокая коор-динация движений. Обучаются, делая.

При чтении водят пальцем по строчке. Помнят общее впечатление. Сильная интуиция.

Разговаривают сами с собой. Говорят ритмически. Легко отвлекаются на шум. Предпочитают счёт и письмо. Легко осваивают языки. Обучаются, слушая. Хорошо читают новые слова. Разговорчивы. Любят дискуссии.

В чтении сильны, успешны, скоры. Помнят то, что видели. Живая образная фантазия.

Слабы в деталях. Лаконичны, используют сильные слова и движения. Много жестикулируют.

Легко повторяют услышанное. Шевелят губами, проговаривая слова при чтении.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНИКА НЛП

Снятие эмоционального напряжения. Улучшение работоспособности. Развитие межполушарных связей. Развитие внимания, мышления.

Верхняя буква каждой строчки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: Л – млевая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в последоватеьности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой.

МОУ ГИМНАЗИИ № 9

Предварительный просмотр:

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании. Коэффициент интеллекта этих людей нормальный, и этим это нарушение отличается, например, от поражения головного мозга, при котором у людей коэффициент интеллекта низкий.

Дислексия обычно не диагностируется. Нарушение имеет разнообразные формы: от неспособности различать, например, числа 6 и 9 до более тяжелой формы, при которой путаются буквы и числа, например Е и 3. Речь таких людей нормальна, но написанные слова или буквы могут быть переставлены.

Сама по себе дислексия не представляет проблемы, но ее социальные последствия могут быть довольно серьезны. Ребенок может оказаться под градом насмешек в классе, или у него может развиться ненависть к буквам и числам. Это не только влияет на успеваемость ребенка, но и может привести к социальному отчуждению и невозможности завести друзей. По этой причине ребенок может отказываться овладевать любыми физическими навыками, что еще больше развивает у него чувство неполноценности.

Родители, которые обнаружили, что их ребенок слишком застенчив, замкнут, не желает участвовать в групповых мероприятиях, боится школы или избегает читать и считать, должны немедленно поставить вопрос о возможной дислексии. Такие дети очень хорошо умеют приспосабливаться и часто находят защитные механизмы, например, становятся неуправляемыми в школе. По этой причине дигноз дислексии может быть поставлен, когда ребенок уже вырос. Я говорю об этом потому, что никогда не поздно использовать доступные методы лечения и иметь значительный успех в преодолении этой проблемы.

Недостаток определенных питательных веществ может вызывать или усугублять состояние дислексии. Используйте поливитамины, в которых есть больше цинка, лецитина и аминокислот, которые участвуют в передаче нервных импульсов, и больше всего остерегайтесь обезвоживания.

Любой ребенок, который неохотно обучается буквам и числам, очень стеснителен, необщителен, имеет плохую успеваемость в школе, должен быть обследован по поводу дислексии. Если все эти характерные особенности сочетаются с неловкостью — это еще одна причина, чтобы заподозрить диагноз дислексии.

Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректирующие упражнения и обучающие методики. Родители также должны овладеть всеми этими методами и применять их в домашних условиях.

Дислексика достаточно легко опознать среди других школьников!

Дислексик открыто проявляет себя в письме и чтении через наличие специфических ошибок и проблемы с почерком. Чтобы выявить дислексика или школьника с дисграфией, достаточно посмотреть школьную тетрадь ученика. А анализ ошибок, что допускает школьник в чтении и письме, позволит определить специфику проявленности дислексии у школьника.

1. Работа с мячиком.

Купить резиновый мячик с шипами.

Чтение слов по слогам, при каждом слоге – сжимаем мяч всеми пальцами, следим за безымянным и мизинцем – это очень важно. Эти пальцы не развиты.

Усложнение – перекладываем с одной руки в другую.

2.Читать слова наоборот.

3. Артикуляционная гимнастика.

– вдох носом, выдох через рот;

– вдох, задержка дыхания, выдох;

– вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

4. Тренировочные упражнения для отработки навыка и техники чтения.

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки.

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”.

Его смысл – в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение “Спринт”.

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу – «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Устройте «Радиоспектакль».

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

* Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

* Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

* Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

При команде – “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде – “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Основная цель следующей группы упражнений – совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:

Бьётся как рыба о мёд.

Лентяй да шалопай – два родных врата.

Рог до ушей – хоть завязки пришей.

На безрыбье и бак – рыба.

Под лежачий камень мода не течёт.

Купить кита в мешке.

2. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:

3.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.

3.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.

РЕКА, КАЗАК, СУМКА,

РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.

4. Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучению русскому языку в коррекционной школе уделяется большое внимание. От того, как учащиеся овладевают навыками грамотного письм, во многом зависит обучение данной категории детей в целом.

Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения. Письменная речь, формируется в условиях целенапр.

Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.Письменная речь, формируется в условиях цел.

Статья адресована учителям – логопедам, учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов, родителям. В ней раскрываются причины нарушения чтения (дислексии) у младших школьников, о.

Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников

Маркова Ольга Анатольевна
Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников

1. Дислексия у младших школьников — это стойкое, избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.

Расстройство проявляется в следующих симптомах:

1) побуквенное чтение;

2) замена и перестановка букв

3) пропуск букв, слогов и предлогов

4) искажение слов

5) чтение по догадке

6) неправильное понимание смысла прочитанного

Причинами дислексии могут быть:

1) Наследуемая от родителей качественная незрелость головного мозга в его отдельных зонах

2) патологии беременности и родов,

3) травмы, инфекции первых лет жизни, приведшие к органическому поражению ГМ.

4) социальные причины. К социальным причинам относятся:

• негативная среда для общения;

В силу всех этих факторов не формируется разговорная речь ребенка, что и служит пусковым механизмом развития дислексии. Также к социальным причинам относят:

• двуязычие в семье;

• быстрый темп обучения.

ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ работы по коррекции дислексии являются:

1) упрОчение звукобуквенных связей

2) автоматизация слогослияния

3) формирование понимания текста

Чтобы выбрать наиболее эффективные приемы коррекции, надо разобраться, с каким видом дислексии мы имеем дело. Сейчас я буду давать краткое описание вида дислексии и сразу переходить к приемам работы по коррекции именно этого вида. Всего их выделяют 6:

1) Фонематическая дислексия обусловлена несформированностью фонематической системы. Недоразвитие фонематического слуха ведет к замещению и смешиванию оппозиционных фонем: звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие – шипящие, аффрикаты и их составляющие. Недоразвитие фонематического анализа и синтеза ведет к побуквенному чтению, искажению слоговой структуры слова, вставкам, пропускам, перестановкам звуков, трудностям чтения обратного слога и стечения согласных.

Важнейшей задачей при этом виде д. является, конечно же, постановка и автоматизация всех звуков. И, одновременно с этим –развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ:

• Придумать слова, начинающиеся на определенный звук или с этим звуком в середине или конце слова

• Придумать слова из 3, 4 и т. д. звуков

• Поднять цифру с количеством звуков в слове

• Придумать цепочку слов, в которой новое слово начинается на тот звук, которым закончилось предыдущее

• Распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове

• Составить слово (и даже предложение) из первых слогов на предлагаемых картинках

2) Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного слова или текста. Встречается при послоговом или курсорном (то есть беглом, но неосмысленном) чтении и обусловлено недоразвитием звукослогового синтеза.

• Прочитай слово и покажи картинку

• Прочитай слово и выполни соответствующее действие

• Прочитай слово и объясни, что это?

• Выбери из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке

• Найди в тексте ответ на заданный вопрос

• Разложи серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом

После прочтения текста:

• помести картинку в нужное место

• найди ошибку в последовательности картинок

• Найди ошибку в тексте на основе правильной последовательности сюжетных картинок

• Вставь слово в предложение

Для уточнения и систематизации лексического запаса используются следующие приемы:

• Подбор синонимов и антонимов к словам прочитанного текста

• Нахождение в тексте синонимов и антонимов

• Подбор родственного слова к прочитанному

• Соотнесение прочитанного слова с обобщающим понятием

• Расширение объема обобщающего понятия, например, «Бежать – это быстро передвигаться. А какие еще ты знаешь движения людей или животных?»

• Придумывание глаголов или прилагательных к существительному, например, «дождь что делает: – капает, моросит, идет, шумит, льет и т. д.»

• Подбор к прочитанному названию животного названия его детеныша и или жилища

3) Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием ГСР. Проявляется в неправильном чтении окончаний в словах всех частей речи, путанице в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют у ребенка, конечно же, не только при чтении, но и в разговорной речи, и при письме. Поэтому приемы коррекции аграмматической дислексии будут работать над формированием ГСР ребенка в целом. Итак:

• Игры на формирование функций словоизменения «один-много», «скажи ласково», «чья картинка» (мое солнышко, моя кошка, «без чего нарисовал художник картинку,» (стол без ножки, чайник без ручки).

• Игры на формирование функций словообразования, например «Професии»-воспитывает детей…кто? – Воспитатель, а учит детей кто?; «Образуй действие»: красный–краснеть, а зеленый-?

• Составь предложение по картинке и выложи фишками схему предложения под картинкой

• Вставь словосочетание в предложение (подбираются предложения с одним и тем же словосочетанием в разных падежах)

• Составь словосочетания, используя слова из 1 и 2 столбика

• Работа с деформированными предложениями

• Работа с деформированным текстом

4) Мнестическая дислексия обусловлена нарушениями слухоречевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок НЕ ЗАПОМИНАЕТ буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв).При работе с такими детьми все задания направлены на развитие разных видов памяти -зрительной, слуховой, двигательной.

• Обрисовывание буквы по ТРЁХМЕРНОМУ шаблону

• Выделение контура гласных букв – красным цветом, согласных-синим, с помощью ватных палочек и краски

• Лепка букв из пластелина

• Выкладывание букв из мелких предметов (бисера, пуговиц, скрепок, спичек)

• Вырезание букв из бумаги и картона

• Изображение букв с помощью тела с произнесением соответствующего звука

• Игра «Чудесный мешочек» (угадывание буквы или нахождение нужной)

Для восстановления работы различных отделов мозга, отвечающих за разные формы восприятия, используем задания:

• Рисование двумя руками

• Игра «Сегодня главная – левая»

• Игра «Руки-подружки»- пишем буквы поочередно то правой, то левой рукой

• Так же используем разные руки при ловле мяча и в играх с другими предметами

5) Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по ВНЕШНЕМУ виду. При чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на другую. Иногда может проявиться чтение зеркального типа — ученик читает справа налево.

Для коррекции оптической дислексии педагоги придумали, пожалуй, НАИБОЛЬШЕЕ количество разных игр, заданий и упражнений. Поэтому разделим их на 4 группы, в зависимости от решаемой задачи (так как время моего выступления ограничено, я покажу лишь небольшую их часть):

1) С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

• Назвать контурные изображения предметов.

• Назвать недорисованные контурные изображения предметов.

• Назвать перечеркнутые контурные изображения.

• Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга

• Определить, что неправильно нарисовал художник

• Распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающиеся по величине).

• Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение.

2) С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:

• Запомнить 4-5 картинок (или фигур, цифр, букв, а затем отобрать их среди других 8-10.

• Разложить 3-4 картинки, буквы, цифры или фигуры в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

• Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

3) При формировании пространственных представлений и восприятия необходимо учитывать закономерности их развития в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану:

• дифференциация правых и левых частей тела;

• ориентировка в окружающем пространстве;

• определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв (что сверху, что снизу, слева, справа, выше, ниже, в начале, в конце и т. д)

4) Для формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв используем такие приемы:

• Найти букву среди графически сходных

• Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом

• Определить буквы, находящиеся в неправильном положении

• Узнать буквы по их зеркальному изображению

• Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.

• Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями

• Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.

• Назвать буквы, наложенные друг на друга.

• Сконструировать буквы из элементов.

6) Шестой вид – это тактильная дислексия, свойственная для незрячих детей, читающих по азбуке Брайля. Об этом виде дислексии подробно говорить мы не будем. Это объект внимания тифлопедагогики. Скажу лишь, что проявляется она в том, что в момент чтения ученики перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотичным махам руками.

P.S. Дислексию называют проблемой гениев. Этим нарушением страдали многие известные люди: Ганс Христиан Андерсен, Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино.

Поэтому, пожалуйста, проявляйте терпение к своим дислексикам, ведь, возможно, вы сами войдете в историю как логопед очередного гения!

Прикреплённые файлы:
disleksija_0j7e2.pptx | 6173,42 Кб

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один – много А) Шар – ___ Глаз -.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия – это.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Дислексия

Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.

Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.

Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией. При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

Диагностика

Для диагностики дислексии ребенка тестируют при помощи разных упражнений. Специалист проверяет особенности долгосрочной и краткосрочной памяти, способности к анализу, уровень концентрации, внимания, логику, интеллект и т.д. Важной частью работы является психологическое обследование – симптоматика дислексии очень разнообразна и требует персонального подхода.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Профилактические меры

Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения.

Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее (но не изнуряющее) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания.

Распространенные вопросы и ответы на них

Можно ли вылечить дислексию полностью?

Все зависит от конкретной ситуации. Иногда удается скорректировать проблему до такой степени, что она не влияет на дальнейшую жизнь. Но важно вовремя начать работу.

Кто лечит дислексию?

Мы уже частично ответили на этот вопрос про дислексию, что это такое и как лечить. После постановки диагноза и исключения иных патологий основным лечением занимается логопед по специальной программе.

Дислексия – это всегда проблемы с интеллектом?

Ни в коем случае. Ребенок с дислексией при правильном подходе может не просто получить хорошую профессию, но и стать в ней очень успешным. Достаточно сказать, что дислексиками были такие известные люди, как Стив Джобс, Джон Леннон или миллиардер Ричард Брэнсон.

Дислексия – это ни в коем случае не приговор, но проблема, которая требует тщательного внимания со стороны взрослых. Если они приложат усилия и уделят ей время, ребенок получит шанс на хорошее образование и отличное будущее.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:

Дислексия у младших школьников: ее виды, способы коррекции и упражнения

Понятие «дислексия» не знакомо обычному человеку, поэтому столкнувшись с ним, многие родители впадают в панику. Услышать такой диагноз могут даже те семьи, которые до поступления ребенка в школу активно занимались его развитием. Внешне совершенно здоровый малыш, который способен наизусть выучить огромное стихотворение, нарисовать красивую картинку и показать гимнастический трюк, может обладать этим специфическим недугом. Родителям важно как можно скорее принять меры по коррекции дислексии.

Дислексия и ее причины

Дислексия – это неврологическое нарушение или расстройство психики, при котором какая-то структура коры мозга блокирует работу анализатора, выражающееся в нарушении общей обучаемости и правильном восприятии цифр, знаков и букв. Различают несколько видов патологии: фонематическую, аграмматическую, оптическую, мнестическую или семантическую.

Нарушение обнаруживается в подготовительной группе детского сада или в первом классе школы, когда ребенок пытается научиться читать и писать. До 1887 года таких детей считали необучаемыми, однако врач Рудольф Берлин исследовал эту проблему и отметил, что дети с таким расстройством могут иметь высокий коэффициент интеллекта и незаурядные способности.

Дислексия обнаруживается у 4,7 % детей, поступающих в школу. Чаще нарушение встречается у мальчиков, а также у детей, пользующихся левой рукой для письма и имеющих правополушарный тип мышления.

Врожденные факторы формирования дислексии

Ученые сходятся во мнении, что нарушение зачастую является врожденным, чему способствуют следующие причины:

Причины приобретенной дислексии

В редких случаях утрата навыка правильного восприятия знаков, букв и цифр приобретается после рождения. Проблема может появиться из-за неправильного функционирования отдельного участка мозга, спровоцированного некоторыми причинами:

Механизм дислексии

Навык чтения и письма как психофизиологический процесс возможен за счет слаженной работы таких анализаторов мозга, как зрительный, речеслуховой и речедвигательный. Человеческий мозг, в процессе чтения, проходит через несколько этапов:

  1. воспринимает буквы, узнает их и различает;
  2. соотносит их с соответствующими звуками;
  3. складывает звуки в слоги;
  4. объединяет слоги в слова, а их затем в предложения;
  5. понимает и осознает прочитанное.

Классификация: разновидности дислексии и сопровождающие их симптомы

Специалисты выделяют несколько видов такой патологии как дислексия. Родителям необходимо знать и понимать особенности каждого из них, потому что они обладают специфическими признаками, требующими разной диагностики:

  1. Аграмматическая дислексия – проявляется в неспособности согласовать окончания слов между собой (например, число и род существительных и прилагательных) и неправильном произношении приставок и суффиксов слов («вкусная пирог», «из стулу», «коричневый медведи»). Эта патология наблюдается при недоразвитии грамматического строя речи, функциональных, синтаксических и морфологических обобщений (рекомендуем прочитать: фонематическое недоразвитие речи: что это такое?). Аграмматизмы проявляются как в устной речи, так и на письме.
  2. Мнестическая – выражается в невозможности соотнести зрительный образ буквы и произнесение звука (акустический образ). Ребенок с мнестической формой дислексии не может запомнить, какой звук соответствует букве, из-за нарушения речевой памяти. В речи и на письме он подменяет непонятный ему звук другой буквой («птичка»).
  3. Фонематическая – обнаруживается при смешивании и подмене фонем с нарушением смысла слова. Дети с фонематической формой нарушения путают значение слов, близких по звучанию (зверь – дверь, том – дом) и меняют порядок букв или слогов в слове (банка – кабан, лиса — сила).
  4. Семантическая дислексия или «механическое чтение» – обнаруживается в непонимании смысловой и синтаксической связи единиц предложения, значения отдельных слов, невозможности пересказать смысл прочитанного текста. При этом ребенок может бегло читать, правильно выговаривая слова, буквы и слоги. Такая разновидность патологии возникает из-за скудности словаря и несформированности слогового синтеза.
  5. Оптическая дислексия – выражается в затруднении отличить друг от друга визуально схожие буквы («О» и «С», «П» и «Н», «Д» и «А») при чтении слов и предложений из-за несформированности зрительно-пространственных представлений. При таком виде недуга ребенок может во время чтения перескакивать с одной строки на другую или читать зеркально (справа налево).
  6. Тактильная дислексия – проявляется у слабовидящих и слепых детей с нечетким тактильным восприятием, особенно при чтении книг, напечатанных азбукой Брайля. Ребенок хаотично водит пальцами по книге, пропускает буквы, теряет смысл прочитанного текста.

Диагностика дислексии

На раннем этапе развития ребенка уже можно самостоятельно диагностировать проявления (особенно фонематическую и мнестическую форму), свидетельствующие о возможной предрасположенности к данной патологии. Наблюдательные родители должны обратить внимание на следующие симптомы, проявляющиеся в 5-6 лет, чтобы вовремя обратиться к специалистам для дальнейшей проверки и коррекции:

Заметив какие-либо симптомы нужно обращаться к логопеду, который соберет подробную характеристику и проведет тестирование по методу советского врача А. Н. Корнеева. Специалист попросит ребенка совершить несколько действий: перечислить дни недели и времена года, скопировать предложенные жесты (например, хлопнуть, сжать кулак, помахать рукой), повторить какие-либо логические цепочки, повторить сложно произносимые слова, образовать форму множественного числа для предложенного существительного и прилагательного.

Дополнительно ребенок должен посетить отоларинголога, окулиста и психоневролога на выявление проблем со зрением, слухом и уровнем умственного развития. Генетическая предрасположенность выявляется при помощи анализа гена DCDC2.

Методы коррекции

Дислексия – это заболевание, которое может быть полностью излечено при своевременном обращении к специалистам (до 10-летнего возраста), адекватном и тщательном соблюдении всех необходимых условий. Каждый подвид патологии можно лечить специальными упражнениями в соответствии с проявлением свойственных ему симптомов, медленно и трудно, однако улучшение будет в любом случае.

Современная медицина предлагает несколько методик, помогающих решить проблему дислексии у малыша:

  1. Аграмматическая разновидность дислексии требует коррекционной работы по усвоению закономерностей языка, регулирующих правильность построения слов, предложений. Специалист предлагает ребенку составлять простые предложения, в которых слова правильно согласованы по падежу, числу и имеют соответствующие окончания, постепенно усложняя задачу.
  2. Мнестическая форма нуждается в развитии слухоречевой и речезрительной памяти. Упражнения на корректировку патологии представляют собой произнесение звуков и представление ребенку предметов или видео явно напоминающих букву, соответствующую этому звуку. Мнестическая дислексия легче других форм поддается исправлению.
  3. Фонематическая форма дислексии предполагает корректировку звукопроизношения и формирование понятия о звукобуквенном составе слова. Логопед проводит артикуляционные упражнения, а затем начинает работу над сопоставлением разных звуков при прослушивании и произношении.
  4. Семантический вид дислексии требует коррекции понимания школьником грамматических правил, увеличения словаря и развития слогового синтеза. Эффективно помогает корректировать патологию у младших школьников метод Рональда Дейвиса, состоящий из заданий на создание мысленных образов, переключение, упражнения на разряжение воображения, нахождение точки ориентации, определение себя в пространстве, освоение простых символов и их сопоставление со словами.
  5. Оптическая разновидность дислексии корректируется работой над зрительно-пространственным представлением и анализом зрительного восприятия знаков, букв и цифр. Ребенку предлагается игра, в ходе которой он прорабатывает зрительный образ буквы (ищет ее, дорисовывает недостающие части, лепит из пластилина, выделяет внутри слова, составляет из подручных предметов). Дополнительно необходимо ограничить пребывание ребенка за компьютером.
  6. Тактильный вид дислексии предполагает разбор схем и развитие представления с опорой на тактильные ощущения.

Упражнения

Прогноз и меры профилактики

Родителям не нужно бояться и впадать в панику, когда врач говорит, что у ребенка есть проблемы, независимо от вида диагностированной патологии. Малыш может при этом проявлять незаурядные способности в музыке, рисовании, биологии и других сферах научного знания. Ему необходимо лишь помочь преодолеть трудности с чтением и письмом, которые при упорной коррекции и применении методик избавления от дислексии, не мешают счастливо проживать жизнь.

Внимательные родители, которые беспокоятся за успешность своего ребенка в школьной и взрослой жизни, с самого рождения будут развивать мелкую и крупную моторику, предлагать различные игры на преодоление симптоматики и ошибок, улучшение памяти, внимания и зрительно-пространственной функции. С самого раннего детства не нужно лишать малыша общения с родителями, сверстниками и просто окружающими людьми. Родители должны стараться правильно разговаривать дома, исключая сорные слова и нецензурную брань.

На мыслительные способности детей негативно влияет слишком частое «общение» с электронными гаджетами и компьютером. Необходимо ограничить пребывание дошкольника возле монитора до 30 минут или одного часа в день.

Трава коровяк: лечебные свойства и противопоказания, фото

Полезные свойства растения коровяка применяют в домашней медицине и косметологии. Трава улучшает самочувствие при недугах и помогает продлить молодость, но перед ее употреблением нужно изучить состав и особенности.

Как выглядит и где растет

Коровяк обыкновенный (Verbascum thapsus) — травянистый двулетник семейства Норичниковые. Представляет собой растение до 2 м высотой с прямым стеблем, густо покрытым войлочным опушением. Листья у коровяка продолговатой формы, с цельным или городчатым краем, на длинных черешках ближе к корням и сидячие в верхней части побега.

В июле и августе растение приносит ярко-желтые мелкие бутоны с пятью лепестками, собранные в густые колосовидные кисти на верхушках соцветий. К осени дает плоды-коробочки. Трава широко распространена по всей Евразии, растет в Микронезии, натурализована также в Северной и Южной Америке, Новой Зеландии и Австралии. Почвы предпочитает песчаные и каменистые, а вот на плодородных черноземных грунтах развивается плохо и часто погибает.

Химический состав

Фото, описание и применение растения коровяк вызывают интерес за счет химического состава. В листьях, цветках и семенах присутствуют:

Некоторые активные компоненты коровяка способны причинять организму вред. Поэтому употреблять растение необходимо в малых дозировках, указанных в рецептах.

От чего лечит и лечебные свойства травы коровяка

При умеренном употреблении растение укрепляет организм и помогает бороться с широким спектром заболеваний. В частности, трава:

Наружными методами коровяк применяют при ранах, ожогах, гнойниках и дерматитах. Растение способствует очищению кожи и предотвращает появление рубцов и шрамов после повреждений.

Лечебные свойства травы коровяка от геморроя

Растение коровяк обладает сильными противовоспалительными свойствами, предотвращает кровотечения из геморроидальных узлов и снимает болевые ощущения. На основе травы готовят настои и отвары для внутреннего применения, которые быстро укрепляют сосуды и помогают устранить обострение.

Кроме того, при геморрое коровяк используют для сидячих ванн. В умеренно-горячую воду добавляют отвар растения и опускаются в жидкость нижней частью тела примерно на 15 минут. Процедура позволяет прогреть область заднего прохода и способствует рассасыванию узлов. Для получения быстрого эффекта делать ванночки нужно не реже трех раз в неделю.

Применение растения коровяка в народной медицине

Лечение травой коровяка проводят при суставных и кожных недугах, при проблемах с сосудами и воспалениях. Народная медицина предлагает множество эффективных рецептов с указанием дозировок и правил употребления.

При невралгии

При невралгических болях хорошо помогают компрессы с настойкой растения. Препарат для лечения делают так:

  1. Засыпают в стеклянный сосуд 100 г свежих или сухих цветков.
  2. Заливают сырье 1 л медицинского спирта 70%.
  3. Закрывают емкость и на десять дней убирают в темное прохладное место.
  4. По истечении времени процеживают через марлю.

В полученном средстве при невралгии необходимо смочить чистую ткань и приложить к больному месту на полчаса. Процедуру разрешается повторять несколько раз в сутки.

При воспалении десен

Для лечения десен при пародонтозе и стоматите на основе коровяка готовят целебное масло. Рецепт выглядит так:

  1. В стеклянную банку засыпают три больших ложки цветков растения.
  2. Заливают 100 мл оливкового или подсолнечного масла.
  3. Закупоривают и на месяц оставляют на освещенном подоконнике.
  4. Ежедневно встряхивают.

Готовое масло из растения необходимо процедить от осадка. Средством смазывают воспаленные десны до пяти раз в день.

При ранах и язвах

Хорошими заживляющими свойствами обладают семена растения коровяк. При ранах и язвах рекомендовано к приготовлению следующее средство:

  1. Около 100 г зерен коровяка растирают в порошок.
  2. Смешивают сырье со сливочным маслом в соотношении 1:2.
  3. Перетирают ингредиенты до однородного состояния.

Перед применением масло слегка подогревают, а потом обрабатывают повреждения на коже и прикрывают больные места повязкой. Наносить домашнюю мазь из коровяка на ссадины, порезы и язвы разрешается до пяти раз за сутки.

При ревматизме

Обезболивающие и противовоспалительные свойства коровяка оказывают хорошее действие при суставных недугах. Для лечения артрита, ревматизма и подагры готовят настойку растения:

  1. Засыпают в стеклянную емкость большую ложку цветков коровяка.
  2. Заливают водкой в пропорции 1:10.
  3. Убирают на настаивание в темное место на три дня.
  4. Процеживают через сложенную марлю.

Настойку используют для растирания пораженных участков. Коровяк улучшает кровообращение вокруг больного сустава, восстанавливает питание тканей и помогает снять воспаление и местный отек.

При анальных трещинах и геморрое

Заживляющие свойства растения коровяк находят применение в лечении геморроя и трещин заднего прохода. Лекарственное средство делают по такому рецепту:

  1. Смешивают по 30 г цветков коровяка и ромашки.
  2. Добавляют аналогичное количество травы льнянки.
  3. Тщательно измельчают ингредиенты.
  4. Вносят 100 г сливочного масла.
  5. Ставят средство на водяную баню и томят в течение часа при помешивании.
  6. По истечении срока снимают с плиты, укутывают и оставляют на всю ночь.
  7. С утра добавляют в готовое средство 10 г пчелиного воска и заново растапливают на пару.

Полученную смесь необходимо перелить в чистую миску, дождаться остывания до теплого состояния и слепить ректальные свечи. Ставить их необходимо на всю ночь. Лечение геморроя суппозиториями с добавлением коровяка проводят в течение десяти суток.

При псориазе

Лечебный коровяк приносит хороший эффект при кожных воспалениях и помогает восстановить целостность и гладкость эпидермиса. При псориазе и экземе используют следующий отвар:

  1. Заливают 5 л воды 1 кг сухой травы и цветков коровяка.
  2. Доводят до кипения и убавляют огонь до слабого.
  3. Отваривают на протяжении пяти минут.
  4. Остужают под крышкой.

Готовый процеженный отвар выливают в ванну и погружаются в горячую воду на 20 минут. Процедуру повторяют на ежедневной основе не меньше десяти суток.

При мигренях

Лекарственный коровяк устраняет сосудистые спазмы и снимает головную боль. При мигренях рекомендован к употреблению следующий настой:

  1. Около 10 г сухих цветков заливают 200 мл кипятка.
  2. Оставляют в закрытом сосуде на десять минут.
  3. По истечении срока процеживают средство.

Теплый настой употребляют по необходимости до двух раз в сутки. Принимать его нужно в перерывах между едой.

При цистите

Лекарственное растение коровяк обладает мочегонными и противовоспалительными свойствами. Это позволяет использовать траву в терапии цистита и почечных заболеваний. Народная медицина рекомендует следующий отвар:

  1. Сухие листья растения перетирают в объеме большой ложки.
  2. Заливают сырье стаканом кипятка.
  3. На 5 минут отправляют на плиту на медленный огонь.
  4. Выдерживают под крышкой еще полчаса.

Процеженное средство необходимо употреблять трижды в день по 70 мл.

При бронхите

Растение коровяк способствует разжижению мокроты при бронхите и трахеите. Для облегчения сухого кашля рекомендуется готовить чай с листьями двулетней травы. Рецепт выглядит так:

  1. Сухие листья измельчают в объеме 2 г и закладывают в керамический чайник.
  2. Запаривают сырье 200 мл свежего кипятка.
  3. Накрывают крышкой и оставляют на 15 минут.
  4. По истечении времени процеживают.

Принимать средство нужно трижды в сутки по 100 мл. Всего лечение продолжают в течение двух недель.

Применение в косметологии

Ценные свойства коровяка применяют не только для лечения, но и для ухода за лицом и волосами. Растение оказывает питающий и увлажняющий эффект, помогает бороться с воспалениями и ликвидирует грибковые проявления.

При прыщах и угрях

При частых высыпаниях на коже рекомендуется использовать настой коровяка для умывания. Средство готовят так:

  1. Отмеряют большую ложку засушенных соцветий.
  2. Заливают растение 100 мл крутого кипятка.
  3. Оставляют на полчаса под крышкой.
  4. Процеживают через сложенную марлю.

Полученное средство применяют для умывания утром и вечером. Использовать настой можно ежедневно, но лучше чередовать препарат с другими натуральными очищающими тониками.

При сухой коже

Коровяк помогает смягчить сухой эпидермис, питает его ценными веществами и устраняет шелушения. Маску в домашних условиях готовят так:

  1. Смешивают по 5 мл оливкового масла и натурального меда.
  2. Заливают ингредиенты 15 мл предварительно приготовленного настоя коровяка.
  3. Размешивают до однородности.
  4. Наносят густую массу на лицо равномерным слоем.

Маску необходимо держать в течение 15 минут. По прошествии срока ее смывают с применением мягкого мыла и аккуратно промокают кожу полотенцем.

От перхоти

Растение коровяк обладает противогрибковыми свойствами и помогает справиться с перхотью. Лечебное средство делают так:

  1. Готовят обычный настой на цветках коровяка и остужают до теплого состояния.
  2. Смешивают с 15 мл репейного масла.
  3. Распределяют средство по всей длине локонов, слегка втирая у корней.
  4. Укрывают шапочкой для душа и полотенцем.

Держать маску необходимо в течение получаса. После этого волосы промывают с использованием мягкого шампуня.

Для роста волос

Коровяк стимулирует рост локонов и помогает придать им дополнительный объем. При тонких волосах, склонных к выпадению, рекомендуется готовить такое средство:

  1. Сухие цветки растения в количестве двух больших ложек заливают 500 мл кипятка.
  2. Оставляют в закрытой емкости на полчаса.
  3. Процеживают от осадка.

Теплым настоем обильно смачивают локоны перед мытьем и накрывают голову полиэтиленовой шапочкой на полчаса. После этого необходимо промыть волосы, как обычно, с применением шампуня.

Противопоказания к применению травы коровяка

Полезное растение коровяк обладает некоторыми противопоказаниями. Применять его в лечебных целях нельзя:

Любые средства на основе семян растения применяют только для наружной обработки. При внутреннем употреблении зерна коровяка способны вызвать отравление.

Сбор и заготовка

Цветы коровяка, стебли и листья заготавливают в период декоративности растения с середины лета и до августа. Для сбора выбирают солнечную сухую погоду, сырье срезают острым ножом или ножницами, тщательно отделяя бутоны от чашелистиков и стеблей. Семена заготавливают в сентябре и октябре после полного созревания.

Части растения раскладывают под навесом на свежем воздухе или в помещении с хорошим проветриванием. Допустимо также поместить сырье в духовку или сушилку с температурой не более 50 °С. После испарения влаги коровяк необходимо пересыпать в стеклянную сухую банку или бумажный пакет, а затем убрать в темный шкаф.

Заключение

Полезные свойства растения коровяка помогают справляться с кожными, воспалительными и простудными заболеваниями. Противопоказаний у травы довольно мало, но требуется соблюдать дозировки, поскольку в составе есть токсичные вещества.

Отзывы о применении растения коровяка в народной медицине

Коровяк от кашля при бронхите

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Популярное растение коровяк (медвежье ухо, атаман-трава) , достигающее человеческого роста, со стеблем, усеянным золотисто-желтыми цветами. В палисадниках это растение можно увидеть в богатой цветовой гамме, но целебными принято считать виды с ярко-желтыми цветками и опушкой тычинок оранжевого цвета.

[1], [2], [3], [4], [5]

Действующие вещества

Фармакологическая группа

Фармакологическое действие

Фармакодинамика

По своему действию составы с цветками коровяка сходны с препаратами корня алтея, поэтому их широко применяют в лечении бронхитов. Коровяк снимает раздражение слизистой дыхательных путей, разжижает мокроту и способствует ее выведению из бронхов.

[6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]

Противопоказания

Ограничений по приему составов на основе коровяка немного. Они не рекомендованы людям с индивидуальной непереносимостью веществ, входящих в состав травы, при беременности, во время кормления грудью, при онкологических патологиях.

Что касается лечения детей, то в некоторых источниках говорится, что оно возможно, начиная с 3-х летнего возраста.

[13], [14], [15], [16], [17], [18]

Побочные действия коровяка

Имеются сведения лишь о редких случаях появления аллергических реакций на фоне гиперчувствительности.

[19], [20]

Способ применения и дозы

Настой готовят из 1 стакана кипятка и 1-2 ст.л. сухих или свежих цветков. Настаивают состав в теплом месте при закрытой крышке не менее 2 часов. Удобнее настой готовить в термосе. Принимают лечебный состав теплым. Стакан настоя нужно выпить в течение дня в 3 приема.

Есть и еще один эффективный при бронхите рецепт, где в качестве жидкой составляющей лекарственного средства выступает молоко. На 1 стакан молока берут 1 ст.л. цветков растения. Доводят состав до кипения и выдерживают на слабом огне в течение 3-5 минут. После того, как состав сняли с огня, его ставят настаиваться еще в течение часа. Лечение нужно проводить два раза в день. Разовая доза – 1 стакан напитка, размешанный с ложкой натурального меда. Второй прием лекарства лучше осуществлять перед сном. Это поможет избавиться от ночных приступов кашля.

[21], [22], [23], [24]

Условия хранения

У этого растения мы заготавливаем его полезные цветочки, аккуратно снимая их с венчиком, но оставляя чашечку. Собирать цветочки рекомендуют утром, сразу после того, как сойдет роса. Собранные цветки должны быть сухими.

Сушим цветы в помещении, которое хорошо проветривается. Избегаем попадания на сырье солнечных лучей. Если сушить цветочки в сушилке, температуру в ней нужно держать ниже 50 градусов.

Хранят сухие цветы в стеклянной или керамической посуде с плотно закрывающейся крышкой не более 2 лет.

[25], [26], [27], [28]

Читайте также:  Индапамид цена в Москве от 61 руб., купить Индапамид, отзывы и инструкция по применению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *