Жуем да пережевываем: когда и как приучить ребенка к твердой пище?

Приучаем ребенка жевать твердую пищу

Родители детей до года и после сталкиваются с множеством трудных ситуаций. Один из часто задаваемых педиатрам вопросов: «Как научить ребенка жевать твердую пищу?» В нашей статье собраны самые полезные советы по этой теме. Они обязательно помогут в решении непростой задачи.

Из этой статьи вы узнаете

Почему ребенок не хочет жевать

Нежелание или невозможность прожевывать пищу, есть вторые блюда в твердом виде имеют несколько причин. Разделим их на две группы: внешние и внутренние.

К внешним, исходящим от особенностей воспитания и атмосферы в доме, относятся:

  • Страхи родителей. Боязнь давать ребенку твердую пищу: «Он же может подавиться!» Так рассуждают излишне заботливые мамы и продолжают кормить годовалого малыша пюрешками, супчиками, протертыми через блендер. И лишают грудничка желания жевать.
  • Суетливость и лень родителей. Папе или маме хочется быстрее накормить дитя. Времени на разжевывание нет. И дается бутылка с кашей, мягкая еда отправляется в ротик ложкой в ускоренном темпе. Жевать не нужно, время экономится.
  • Затягивание с введением прикорма до 1–1,5 года. Миф о том, что грудью кормить лучше лет до трех и при этом ребенок больше ни в чем не нуждается, жив в умах бабушек, молодых неопытных родителей до сих пор. Отказ от прикорма, позднее введение твердой пищи приводит к формированию привычки есть кашки из бутылки, сосать мамину грудь. Жевать в этом случае не нужно вовсе.
  • Отсутствие тренировки жевания в период прорезывания зубов. Если младенцу не давали сухарики, прорезыватели для почесывания зудящих десен в 6–10 месяцев, жевательный аппарат не привык к активным движениям.

К внутренним причинам относятся:

  • Лень грудничка. Кроха ленится жевать, а мама не настаивает. Быстро заменяет второе блюдо на первое, забывает дать морковку на полдник в целом варианте. Малыш доволен, родители не устали от капризов. Всем хорошо, а жевать ребенок не научился.
  • Страх перед приемом пищи. Этим часто страдают малоежки. Заботливые бабушки, мамочки устают ждать появления аппетита и кормят малыша насильно. Запихивать в ротик жидкую пищу легче, с нее и начинают. Твердая остается в стороне надолго, а потом просто заглатывается ребенком без жевания. Единственное, что он хочет во время обеда, быстрее проглотить и убежать от ненавистной тарелки. В результате давится, боится глотать, отказывается от еды кусочками.
  • Непоседливый характер. Малыш крутится, бежит, не концентрируется на одном деле. При таком темпераменте дети жуют, но делают это так быстро, что постоянно давятся. В этом случае больше терпения, настойчивости нужно проявлять маме.
  • Патологии развития. В редких случаях речь идет о неврологических или психических болезнях. Не могут тщательно пережевывать твердую пищу, боятся введения новых продуктов дети-аутисты, дети с ДЦП, с гипотонией (слабостью) мышц.

Для того чтобы понять, как научить ребенка жевать и глотать, придется проанализировать ситуацию индивидуально. Если проблема в поведении родителя, начинайте решение с себя.

Почему важно научить

Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание — жизненная необходимость.

Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.

Положительные стороны жевания

  • Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
  • Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее.

    Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.

  • Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание — это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
  • Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.

Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу

  • Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
  • Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.

Когда ребенку можно давать твердую пищу

Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:

  • Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.
  • Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.
  • Ниблер. Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки.

    Ест и чешет десны одновременно.

    Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день. Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.

    Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.

    Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.

    Важно! Все тренажеры для десен (грызуны, ниблер, марли с яблоками) мойте после каждого использования, а лучше кипятите. Детский ротик очень восприимчив к бактериям.

    Как научить жевать и глотать

    Приучать малыша к жеванию можно с помощью простых методов. Выполняйте советы без психологического нажима, регулярно, и все получится:

    1. Вводите в рацион твердую пищу постепенно. Начинайте прикорм с 6–8 месяцев. Сначала попробуйте добавить в кашку кусочки фруктов, потом размельчайте супчик вилкой, без блендера, чтобы получалась неоднородная масса.
    2. В годик смешивайте жидкую еду с твердой в одной тарелке. Идеальный вариант – бульон с овощами, кусочками картофеля.

    Ребенку будет легче проглотить пережеванную массу с жидкостью. По мере обучения добавляйте бульон все меньше, пока ребенок не будет жевать и проглатывать только овощи, мясо, макароны.

  • В 12–16 месяцев давайте твердые овощи на полдник целиком: морковь, яблоко. Если ребенку тяжело грызть твердую кожицу, очищайте ее.
  • Важно! Уточните у врача, когда можно давать ребенку тот или иной новый продукт из твердого сегмента. Ошибки при введении прикорма служат провокаторами проблем с приемом пищи, затруднениях в выработке навыков жевания.

    А вот, что советует доктор Комаровский:

    Еще несколько хитростей

    • Начинайте обучать жеванию на любимых продуктах карапуза. Выбирайте любой, лишь бы процесс наладился. Но будьте осторожны: хлеб, печенье, сухарики, сладкие десерты в больших количествах ежедневно вредны для детского желудка.
    • Показывайте пример поведения за столом и тщательного жевания. Обязательно совмещайте свой обед с приемом пищи крошкой. Демонстративно жуйте, глотайте, пусть поймет, как происходит процесс наглядно. Запретите себе есть на ходу, не жуя. Дети очень наблюдательны.
    • Начинайте есть жесткую еду с маленьких порций. Для первого–третьего раза достаточно добавить в кашку 1 чайную ложку фруктов.
    • Стройте мордочки с малышом возле зеркала, кривляйтесь. Веселье с мамой заменит артикуляционную гимнастику, разминку для мышц лица.
    • Если ребенок хоть немного разговаривает, спросите у него, почему не жует пищу, которая в тарелке. Возможно, малыш сам раскроет тайну, проблема решится быстрее.

    Еще много полезных советов вы почерпнете в этом коротком видео:

    Что делать, если нужный момент упущен

    Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

    • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
    • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
    • Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.

    Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.

    • Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
    • Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
    • Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.

    Советы семейных психологов

    Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:

    • Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
    • Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
    • Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.
  • Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
  • Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
  • Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
  • Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
  • Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
  • Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей — лучший двигатель прогресса.

Важно! Заставлять есть насильно равнозначно издевательству над карапузом. По мнению доктора Комаровского, малоежек нужно оставить в покое на пару дней. Они сами прибегут на кухню с просьбой покормить. А настойчивость родителей в вопросе кормлений: их частоты, объемов съедаемой порции — провоцирует капризы и инфантильность.

Как стимулировать аппетит

Часто отсутствием желания кушать твердую пищу и вообще хорошо питаться страдают дети с плохим аппетитом. Вызывайте голод следующими способами:

  1. Не кормите насильно.
  2. Избегайте перекусов сладким, булками, соками из пакетов.
  3. Много гуляйте.
  4. Ведите активный образ жизни.
  5. Поите кисленькими компотами. Приготовьте отвар чернослива и добавьте в него семечки фенхеля.
  6. Следите за регулярностью стула.
  7. Включайте в меню отварные и сырые овощи.
  8. Давайте пить больше воды.
  9. Замените чаи на отвар шиповника, ромашки.
  10. Пропейте курс витаминов по назначению врача.
  11. Правильно проводите вскармливание. Продукты для прикорма давайте первыми, а потом смесь или грудное молоко.

Научить ребенка жевать, если он этого не хочет, давится или захлебывается, непросто. Но кто сказал, что растить детей легко. Проявите выдержку, наберитесь терпения, следуйте советам врачей, психологов, опытных родителей, и все получится.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_zhevat_tverduyu_pishhu.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Знакомство малыша с твердой пищей: как научить ребенка жевать

Педиатры говорят: количество жалоб родителей на то, что их ребенок отказывается жевать твердую пищу, значительно увеличилось. Но паниковать не нужно: в большинстве случаев причина тому — обычная лень, сначала родительская, а затем и детская. Когда же учить кроху жевать и как исправить ситуацию, если момент упущен?

6 февраля 2021 · Текст: Евгения Карповская

Юлия РАХИМБЕКОВА

педиатр детского медицинского центра «Здоровье человека»

Когда следует начинать знакомство с твердой пищей

Принято считать, что большинство малышей готово к знакомству с пищей кусочками в 6–8 месяцев. На самом деле возраст в деле развития навыка жевания не главное. Кроха должен быть готов к введению твердого прикорма как физически (уметь активно работать язычком и правильно прижимать его к нёбу), так и психологически: должен «проснуться» пищевой интерес, желание заглянуть в родительскую тарелку и попробовать то, что едят взрослые.

«Появление первых жевательных движений происходит в 4–5 месяцев, тогда же наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка, — говорит педиатр Юлия Рахимбекова. — И если в этот период не вводить прикорм, а продолжать стимулировать только сосательный рефлекс, то неподкрепленный практикой рефлекс жевания начнет затухать. Еще несколько лет назад малыш до появления первых молочных зубов получал от мамы сушку, сухарик или даже куриную косточку и учился „жевать“ деснами. Сегодня родители часто вводят прикорм после 6 месяцев и позже, когда во рту уже появились 2–4 передних зуба. Но эти зубы служат для откусывания, жевать ими невозможно, и — что важно! — они мешают малышу жевать деснами. Вот так момент бывает упущен. Далее в норме в возрасте 7–12 месяцев у ребенка продолжают укрепляться навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и умение перемещать языком пищу к зубам. Он уже в состоянии есть каши, рубленые фрукты и овощи. Конечно, все индивидуально. Доношенный или недоношенный, здоровый или с проблемами со здоровьем, есть зубки или еще не появились — так или иначе к году кроха должен производить качественные жевательные движения челюстями. Но это произойдет только в том случае, если родители постепенно учили его этому. Не бывает так, чтобы ребенка кормили только грудным молоком, а в годик он сел за стол, взял ложку и стал деловито есть с общего стола».

Если малышу уже больше двух лет, а он привык к протертой пище, неохотно жует или совсем не умеет жевать, запаситесь терпением: чтобы наверстать упущенное вам понадобится время — от месяца до полугода.

Читайте также

Для чего нужно учиться жевать до года

Умение жевать твердую пищу ребенку совершенно необходимо:

для крепких зубов

Неумение и нежелание малыша прожевывать твердые кусочки пищи ведет к нарушению формирования прикуса, а впоследствии — и овала лица. Молочные зубы не испытывают достаточной нагрузки и могут преждевременно выпадать.

для нормальной работы ЖКТ

Употребление продуктов преимущественно в пюреобразном состоянии негативно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта: провоцирует появление аллергий, расстройств кишечника, вздутий, запоров. Так как пища, которую нужно просто проглотить, недостаточно хорошо смешивается со слюной, у малыша слабо вырабатываются пищеварительные ферменты. Желудочно-кишечный тракт становится «ленивым», получая только нежную пищу, которая ребенку уже не по возрасту. В итоге проблемы нарастают как снежный ком: неразвитость ферментного аппарата, лишний вес, повышенная чувствительность кишечника.

для четкой артикуляции

«Неумение жевать не является непосредственной причиной задержки речи или ее отсутствия, — говорит логопед Тамара Новикова. — Вместе с тем это показатель негативных изменений в артикуляционном тонусе. Вполне вероятно, что ребенку будет неудобно, некомфортно проговаривать какие-то звуки, ведь для этого тоже нужно прилагать усилия».

для нормального психического развития

«До 1,5 года мы ели только протертую пищу, так как кусочками давились. Совершенно не напрягало: 15 секунд в блендере — и готово. Если честно, мне так даже удобнее было, потому что накормить было быстрее и легче. Вот только сейчас отказывается мясо кушать» — подобную историю можно встретить на любом родительском форуме. Многие мамы жалеют своих малышей (и себя), давая им протертую пищу. Но возраст 1–2 года — довольно опасный с точки зрения манипулирования ребенком родительским мнением. Приложите все усилия к тому, чтобы карапуз не смог шантажировать вас своим нежеланием жевать и глотать твердые кусочки, ведь в будущем это может обернуться куда большими проблемами.

Пища «кусочками» должна появляться в детском рационе не позже, чем прорежется первый зуб. Умение хорошо жевать — залог здоровья зубов и четкой артикуляции.

Почему ребенок отказывается жевать

Ситуации, когда кроха отказывается жевать, случаются довольно часто. Почему это происходит?

Слишком раннее или резкое изменение консистенции пищи

Не стоит сразу переходить от однородного пюре к пище кусочками: сначала малыш может просто не понять, что она тоже съедобна, а отсутствие «нормальной», с его точки зрения, еды заставит его нервничать. Закономерный итого этого — потоки слез и плотно сжатый ротик. Не переживайте! У каждого малыша свой темп развития и сроки созревания систем организма. Если же вы ввели твердый прикорм по всем правилам, а кроха упорно отказывается от «твердых» продуктов, проконсультируйтесь у специалистов (педиатра, гастроэнтеролога, невролога).

Нарушения артикуляционного тонуса

«Условия, в которых женщина сегодня вынашивает и рожает ребенка, далеко не идеальны, — объясняет логопед Тамара Новикова. — Большой процент будущих мам до последнего работает, подвергая себя стрессам и гипоксии, водит машину, не всегда отказывается от вредных привычек — все это косвенно влияет на развитие у ребенка в будущем дизартрии (нарушения тонуса мышц речевого аппарата), ведь внутриутробно уже формируется ослабленный плод. Что получаем в дальнейшем? Язык, который не может переворачивать пищу во рту, плохую работу мышц, которые сжимают, поднимают и опускают челюсть, и — нежелание жевать. Медвежью услугу крохе оказывают и те родители, которые слишком рано отказываются от грудного вскармливания. Чтобы добыть молочко из маминой груди, малышу нужно потрудиться — поработать мышцами. С обычной бутылочкой артикуляционный тонус наработать гораздо сложнее. Тем не менее все эти трудности преодолимы».

Физиологические проблемы

Малыш может отказываться от жевания и в том случае, если ему трудно глотать. Попытки справиться с твердой пищей могут вызывать у него кашель и даже рвотные позывы. Нарушения глотания могут быть связаны со сбоями в работе ЖКТ или другими заболеваниями: например, тонзиллитом, фарингитом, стоматитом, воспалениями и полости рта, и гортани. «Возможные проблемы, которые могут помешать качественному жеванию, обязательно обнаружатся при диспансеризации ребенка, — успокаивает педиатр Юлия Рахимбекова. — Не пренебрегайте диспансерными приемами врачей. До года ребенок два раза должен побывать у стоматолога, 4 раза — у невролога, 3 раза — у хирурга. Если потребуется (например, есть подозрение на короткую уздечку языка), малыша могут направить на консультацию к челюстно-лицевому хирургу».

Как знакомить малыша с твердой пищей

Специальной методики обучения жеванию не существует, ведь все должно идти своим чередом. Однако с помощью наших советов вы поможете малышу быстрее овладеть этим навыком.

Как научить ребенка жевать и есть твердую пищу

Многие молодые мамы сталкиваются с неожиданной проблемой – как научить ребенка жевать? Заботливо перетертые овощные и фруктовые пюре малыш принимает с удовольствием не потому, что они вкуснее. Он просто к ним привык! Что делать, если зубки уже появились, а жевательные навыки пока не сформировались?

Что дает вовремя развитый жевательный навык

Многие неопытные мамочки упускают момент развития жевательных навыков у грудничка, а потом удивляются, почему уже двухлетний малыш выплевывает твердую еду! Приучить двухлетнего ребенка жевать довольно проблематично, но вопрос не только в этом.

Отсутствие жевательного рефлекса или слабый артикуляционный тонус (неактивные мышцы лица) грозит довольно серьезными проблемами в развитии малыша.

Польза вовремя закрепленного жевательного рефлекса:

  • крепкие зубки;
  • сбалансированная работа ЖКТ;
  • четкая артикуляция;
  • полноценное психическое развитие.

Несвоевременное развитие жевательного рефлекса приведет к формированию неправильного прикуса, что неизбежно скажется на изменении овала лица. Молоденькие зубки без дозированной нагрузки на десны могут выпадать.

Если кишечник будет перерабатывать лишь пюреобразную пищу, это приведет к вздутиям животика и запорам. Если ребенок будет есть только такую пищу, которую можно спокойно проглотить, организм не сможет вырабатывать необходимые ферменты. Для правильного формирования ферментов пища должна обильно смачиваться слюной, а это невозможно при простом проглатывании пюре и каш!

Неумение жевать, глотать и есть твердую пищу до года неизбежно приведет к проблемам речи.

Логопеды связывают задержку развития речи или ее отсутствие с несвоевременно выработанным жевательным рефлексом. Малыш молчит, потому что ему трудно проговаривать некоторые звуки из-за сниженного артикуляционного тонуса.

Привычка есть только протертую пищу закрепляет навык лености. Ребенок не умеет трудиться, ему не хочется жевать! Вот уже малышу год, второй пошел – а он все еще на кашах и пюре. Мамочки объясняют это жалостью к малышу, стремлением облегчить ему жизнь! Но так ли это? Может, мама себе облегчает жизнь, сокращая время на приготовление и прием пищи малышом? В результате кроха научится манипулировать родителями, почувствовав слабинку. А это уже серьезный сигнал: капризы лишь увеличатся с взрослением и могут аукнуться в подростковом возрасте “бунтом против родителей”.

Что будет, если давать малышу до года резиновое или силиконовое колечко, а не твердые кусочки пищи “почесать десны”? У него не выработается жевательный рефлекс, и пищевод не приучится принимать и переваривать твердую пищу. Колечко малыши тоже грызут и кусают активно, но не связывают это с приемом пищи. Колечко не вкусное, его нельзя проглотить!

Почему малыш не умеет жевать

Кто научит кроху жевать, как не родители? Но молодые мамы и папы либо не знают, как научить ребенка жевать, либо пускают все на самотек. Причины неумения деток жевать:

  1. кормление из баночек;
  2. использование блендера;
  3. резкий переход на “твердое” питание;
  4. раннее прекращение грудного скармливания;
  5. упущенное время.

Фирмы, выпускающие детское питание, всегда указывают, для какой возрастной категории предназначен продукт. С увеличением возраста ребенка уплотняется консистенция пюре и каш. Однако молодые мамочки не задумываются о том, чтобы взглянуть на рекомендации производителей. А ведь смеси для годовалого малыша (и даже раньше) содержат в своем составе уже твердые комочки пищи.

Использование блендера для приготовления быстрого и вкусного обеда – благо и наказание цивилизации. Маме ведь так удобно: через минутку вкусное пюре готово! Такое загляденье наблюдать, как кроха поглощает ложечку за ложечкой. Вот и насытился! Это так, но жевательный рефлекс не вырабатывается.

Другой ошибкой молодых мам является резкий перевод малыша до года на твердую еду. Это стресс для крохи, ведь он привык к определенному легкодоступному рациону и научился быстро глотать мягкие пюре и каши.

Чтобы приучить жевать твердые кусочки, нужно постепенно замещать кашки твердыми продуктами. Сначала на четверть, потом на треть и так далее.

Раннее прекращение грудного вскармливания атрофирует мышцы лица (артикуляционный тонус) и приучает добывать еду легким усилием. Чтобы получить молочко из материнской груди, кроха активно трудится, работает мышцами щек и челюстью. Получение молочка из бутылочки не требует никаких усилий! Все это приводит к выработке неправильных рефлексов.

Упустить время закрепления жевательного рефлекса – нажить себе проблемы с кормлением ребенка. Он будет отказываться есть пищу в твердом состоянии. Важно не упустить правильное время и давать крохе жевать не резиновую грушу “почесать десны”, а кусочек печенья или яблочка. Если ребенку уже исполнился год, это будет сделать гораздо сложнее.

Когда начинать учить жеванию

Малыш сам подсказывает родителям, когда пришла пора есть твердую пищу: в это время он начинает тянуть в рот все, что попадает под руку. Молодые мамы думают, что у ребенка просто чешутся десны. Но это не совсем правильно! Именно в это время малыш готов принимать пищу твердой консистенции.

Что дать малышу в ручки в это время? Хорошо подойдет печенье, бублики или сухофрукты. Эту пищу многие мамы дают деткам до года, и правильно делают! Некоторые мамочки боятся, что ребенок может подавиться или проглотить пищу целиком. Но это напрасные опасения. Малыш крепко держит в ручке вкусное печенье и с удовольствием “мусолит” его деснами.

Обязательно давайте крохе печенье, сушку или сухарик, чтобы постепенно замещать сосательный рефлекс жевательным. Это необходимо делать еще до появления первых зубиков: ведь молочными зубками малыш не жует, а кусает. Жевать он должен учиться деснами.

В возрасте 4-7 месяцев природная любознательность будет хорошим помощником в закреплении жевательного рефлекса: грудничок все тянет в рот, и в это время мама дает ему кусочки яблочка или печенья.

Во время жевания деснами малыш учится:

  • делать боковые движения язычком;
  • продвигать язычком пищу к зубкам;
  • глотать пережеванное.

До года кроха должен полностью овладеть искусством справляться с твердыми кусочками пищи и есть самостоятельно. Но это не произойдет само собой: родители должны вовремя помочь малышу.

Учим взрослого малыша

Специальной методики обучения грудничков жеванию не существует, ведь этот процесс запрограммирован самой природой.

Первый жевательный рефлекс появляется у крохи уже на четвертом-пятом месяце жизни, а вовсе не в год! Если в это время не приучить малыша есть твердые кусочки, жевательный рефлекс будет не закреплен.

Как научить ребенка жевать, если вы упустили нужный момент? Чем раньше мама спохватится и начнет исправляться, тем лучше. Рекомендации по обучению деток жеванию не сложные:

  1. Давайте малышу играть ложкой, пусть привыкнет брать ее в рот самостоятельно.
  2. Разминайте пюре из фруктов и отварных овощей вилкой, а не блендером: малыш будет привыкать к небольшим кусочкам еды и жевать их.
  3. Если вы пользовались блендером для приготовления блюд, не переходите резко на размельчение пищи вилкой: постепенно замещайте пюреобразную еду размятой с помощью вилки.
  4. С ребенком после года можно ходить в кафе и предлагать твердую еду: малыш быстро научится есть “взрослую” пищу, глядя на окружающих. Здесь вам поможет подражательный рефлекс, который заложен природой. Этим объясняется тот факт, что в совместное столование группы детей быстро приучает кушать все, что находится на столе в тарелках.

Помните, что нервничать и злиться на ребенка во время питания категорически нельзя! Если вы по своей вине упустили момент развития жевательных мускулов до года, малыш в этом не виноват. Злиться вы должны сами на себя, а малышу – помочь справиться с трудной для него задачей.

Как научить ребенка жевать твердую пищу

Некоторые малыши при введении в их рацион твердой пищи отказываются от нее, выплевывают, капризничают, хотя с удовольствием справляются с пюреобразными блюдами. Это связано с неумением ребенка пережевывать еду, что вызывает беспокойство у родителей, заставляет их искать решение этой проблемы. Их интересует, в каком возрасте малыш уже должен уметь жевать предложенную ему пищу? Как можно научить дитя жевать?

Почему дети не умеют жевать?

Некоторые мамы, боясь, что ребенок подавится, слишком долго кормят его перетертой, пюреобразной пищей. Это, несомненно, нарушает процессы развития челюстно-лицевого аппарата ребенка

Чаще всего в неумении малыша жевать твердые продукты виноваты его родители:

  1. Иногда мамы из-за опасения, что любимое чадо может подавиться, слишком долго кормят его протертой пищей, детским питанием из баночек. Излишняя осторожность не научит малыша жевать. Хотя с появлением первых зубов нет нужды в тщательном измельчении продуктов, следует оставлять мелкие кусочки. Более того, специалисты рекомендуют знакомить дитя с твердыми продуктами даже до появления зубов. Например, под контролем мамы можно давать малышу в руку очищенную морковь, а в рот он ее сам потянет. Если с рождения у младенца развит сосательный рефлекс, то уже к 8 месяцам появляется рефлекс жевательный – ребенок берет в рот, кусает игрушки и любой попавший в руку предмет.
  2. Считая, что грудное молоко – самое полезное питание для малыша, мама не вводит своевременно прикорм, игнорируя рекомендации специалистов о том, что в 6 месяцев маминого молока для правильного развития крохи уже недостаточно.
  3. Жевательным движениям десен учит и использование малышом прорезывателей зубов (резиновые кольца для массажа десен). Если родители не считают нужным купить в аптеке такое кольцо, это тоже затормозит обучение жеванию.
  4. Занятость или отсутствие терпения у мамы, так как приучать к «взрослой» пище малыша труднее, чем быстро накормить его привычным питанием. Один раз получив после капризов желаемую пищу, ребенок не будет стремиться научиться жевать, а будет и дальше рассчитывать на уступчивость родителей и пользоваться ею.
  5. Гиперактивность ребенка, который постоянно отвлекается, ест как бы на ходу, не сосредотачивая внимание на приеме пищи, с плачем требует продукты, которые не нужно жевать, легче съесть.

Конечно же, переводить ребенка на питание твердыми или неизмельченными продуктами следует постепенно, руководствуясь советами специалистов. Резкий переход будет стрессом для малыша, капризы только усилятся.

Обязательно ли уметь малышу к 2 годам жевать?

Некоторые родители считают, что незачем заморачиваться, прилагать какие-то усилия, чтобы научить малыша жевать. Дескать, подрастет – сам научится. Такое мнение ошибочно. Во-первых, отсутствие навыка жевания негативно скажется на развитии челюстно-лицевого аппарата и формировании прикуса. Во-вторых, последствия могут быть еще серьезнее. С возрастом у ребенка происходит развитие всех органов и систем. Дальнейшее становление и расширение ферментативной способности получает и система пищеварения. Поэтому переход на питание «взрослыми» продуктами, требующими жевания – процесс вполне физиологический.

Органы пищеварительного тракта постепенно привыкают к перевариванию твердой пищи. Растущему организму с повышением двигательной и умственной активности требуется больше питательных веществ. Обеспечить возросшие потребности может только разнообразное питание с общего стола. Если малыш не приучен к употреблению обычных продуктов, то недостаток питательных веществ скажется на развитии всех тканей. Будет страдать не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка.

Когда у малыша должен уже быть навык жевания твердой пищи?

Молочные зубы вырастают у каждого малыша в разное время, так как развитие каждого ребенка проходит сугубо индивидуально. Умение жевать формируется в зависимости от характера получаемой пищи. При организации родителями правильного питания навык жевания появляется у крохи после 6 месяцев с появлением первых молочных резцов.

А в год уже практически каждый ребенок может пережевывать небольшие кусочки овощей, хлеба, фруктов, мясных котлет. Только некоторые продукты могут составлять для него трудность. В 2 года малыш при правильном развитии должен обязательно уметь самостоятельно жевать и глотать твердые продукты. Но если время упущено и в 2 года у ребенка такой способности нет, паниковать не следует. Все еще можно исправить, нужно проконсультироваться с врачом и воспользоваться его рекомендациями.

Как правильно учить ребенка жевать?

Готовое детское питание облегчает для родителей решение вопроса о кормлении ребенка. Оно обеспечивает необходимыми веществами детский организм. Но увлечение питанием из баночек без учета возрастного ценза приводит к тому, что у малыша не сформируется жевательный рефлекс.

На форумах в интернете можно прочесть весьма неадекватные советы «опытных» мам по поводу данной проблемы:

  • Одни из них считают, что проблемы вообще нет: вырастет малыш и сам научится жевать любую пищу.
  • Другие предлагают применить так называемую шоковую терапию. Она заключается в том, что нужно перестать кормить ребенка, но при этом поставить в доступных для него местах еду, потребляемую взрослыми: поест сам, голод заставит.

Ничего хорошего такие советы не сулят, родительские ошибки они предоставляют исправлять самому ребенку, не задумываясь о последствиях. Если следовать первому совету, малыш будет недополучать необходимые вещества, что отрицательно скажется на его физическом состоянии и интеллектуальном развитии.

Использование родителями второго совета вызовет стресс у малыша, что может явиться причиной снижения иммунитета и развития различных заболеваний. Поэтому правильной тактикой родителей будет обращение к педиатру.

Специалисты предлагают для выработки у ребенка навыков жевания твердых продуктов руководствоваться такими советами:

  1. Известный педиатр Е. Комаровский считает, что в неумении малыша жевать и употреблять твердую пищу виноваты родители. Они должны проявлять терпение при формировании навыка. Не стоит ругать дитя и нервничать, если нет быстрого результата. Его и не следует ожидать, если родители упустили время. Кормление должно проходить в спокойной обстановке.
  2. Переход к твердой пище должен быть постепенным. Вначале нужно оставлять в пюре мелкие кусочки овощей, а в суп добавлять небольшие кусочки хлеба. Такая неоднородная пища будет способствовать обучению.
  3. Поможет в обучении использование ниблера – специального приспособления в виде ситечка. В него можно вставить кусочек овоща или фрукта и дать его ребенку, который мог бы не только сосать этот кусочек, но и кусать его без риска подавиться. С года кусочки овощей и фруктов можно давать малышу в ручку, но в присутствии взрослых.
  4. Заинтересовать ребенка новой пищей можно, используя яркую ложечку или тарелочки с картинками. Положительные эмоции будут помощниками в обучении. Но смешить или развлекать малыша за едой нельзя.
  5. Повысить интерес к твердой пище можно и личным примером: родители и старшие братья или сестры едят «взрослую» пищу, не забывая расхваливать ее, рассказывать, как это вкусно.
  6. С ребенком можно посетить детское кафе в развлекательном центре. Увидев, с каким удовольствием поглощают еду другие дети, ребенок может и сам захотеть попробовать ее. К тому же можно ребенку объяснить, что привычного питания из баночек в кафе нет.
  7. Для закрепления навыка можно привлечь дитя к приготовлению блюда, что повысит интерес к нему. Например, дать ему пластмассовую вилку с тупыми зубчиками и предложить самому разминать пюре. Понятно, что кусочки овощей останутся, малыш в процессе приготовления будет есть их.
  8. Доктор Е. Комаровский советует предложить ребенку вначале банан, мармелад или зефир. Малышу придется их жевать, а затем уже перейти к продуктам твердым – баранкам, печенью, мясу. Ощутив приятный вкус, ребенок будет продолжать откусывать кусочки продукта.

Особенности кормления детей, родившихся с дефектами

Значительно труднее научить жевать детей с выраженными особенностями развития – с ДЦП, болезнью Дауна, умственной отсталостью и т. д. Поможет родителям консультация соответствующего специалиста и такие советы:

  1. Зацикливаться на основном заболевании и считать, что такого ребенка нельзя научить, родителям не следует. Обучить навыку жевания можно, просто для этого придется приложить больше усилий и настойчивости.
  2. Терпение потребуется на более продолжительный период обучения. Ребенку нужно будет и рассказывать, и наглядно демонстрировать с комментариями, как откусывать, жевать и глотать пищу.
  3. Необходимо обеспечить удобство для ребенка во время приема пищи, использовать для этого соответствующую мебель и посуду.
  4. Разрешать малышу рассматривать продукты, трогать их. Следует поощрять проявление интереса (к пище, к посуде или столовым приборам), любопытства, инициативы. Показывать, как пользоваться, например, понравившейся ложечкой, придется неоднократно, к этому родителям нужно быть готовыми.
  5. Обучение следует начинать с продуктов мягких, которые легче жевать (банан, мармелад и др.). Переход к другой, более твердой пище должен быть постепенным.

Резюме для родителей

Учить ребенка жевать родители должны еще во 2-м полугодии его жизни при своевременном введении прикорма. Если малыш научится жевать мясную котлетку, небольшие кусочки хлеба, то и с твердыми продуктами проблем не будет.

Но если родители не уделяли должного внимания в плане подготовки ко «взрослой пище», то и к 2 годам ребенок не сможет питаться ею. Родителям придется заняться его обучением, чтобы сформировать навыки жевания. Ситуация исправимая, хоть и трудоемкая.

Врач-педиатр Е. О. Комаровский рассказывает, как научить ребенка жевать:

Врач-диетолог С. Г. Макарова рассказывает, когда можно давать ребенку пищу кусочками:

Как научить ребенка говорить букву “Л”

  1. Возможные причины проблем с произношением «Л»
  2. Подготовительные упражнения
  3. Логопедические упражнения на произношение «Л» в домашних условиях

Возможные причины проблем с произношением «Л»

Одна из причин речевого дефекта ребенка – подражание неверному произношению взрослых. Либо взрослые приходят в умилении при лепетании малыша и начинают разговаривать с ним на его языке, нарочно коверкая слова или отдельные звуки, либо они сами имеют речевой дефект, и дети им подражают. Также высока вероятность неправильного произношения у детей, проживающих в двуязычных семьях.

Кроме того, малыш может просто пропускать букву «Л» или заменять ее другими, потому что так ему легче. Если вовремя не исправить ситуацию он привыкнет, и будет постоянно коверкать слова.

Трудности с произношением «Л» у детей могут быть вызваны и физиологическими причинами:

  • Нарушениями в строении артикуляционного аппарата.
  • Проблемой со слухом – малыш неправильно слышит букву и из-за этого неверно ее произносит.
  • Патологией речевого дыхания.

В этом случае, правильно поставить диагноз может только квалифицированный специалист, в остальных вариантах родители смогут сами научить малыша, обойтись без помощи логопеда.

Подготовительные упражнения

Перед тем как приступать к занятиям и учить малыша говорить букву «Л», нужно попросить ребенка:

  • Свернуть язык в трубочку – это необходимо для развития подвижности языка.
  • Улыбнуться как можно шире не размыкая губ.
  • Высунуть язык максимально далеко и попробовать достать им нос.
  • Надуть шарики, мыльные пузыри или провести цикл глубоких выдохов.
  • Изобразить звуками цокание лошадей.

Эти предварительные методики проводят в игровой форме, они должны поднять настроение ребенку и помочь ему подготовиться к последующим логопедическим упражнениям.

Логопедические упражнения на произношение «Л» в домашних условиях

Малышу нужно последовательно выполнить следующие упражнения:

  1. Расположить язык неподвижно между зубами. В этом положении протяжно произносить звук а-а-а. Затем, через минуту ребенку нужно периодически прикусывать кончик языка, так что вместо «А» у него должно выходить «АЛ».
  2. Зажать язык между верхними и нижними зубами. Протяжно произносить звук ы-ы-ы. Время от времени отводить язык назад, так что вместе «Ы» должен звучать звук «ЛЫ».
  3. Теперь ребенок может потренироваться выговаривать звук «Л» в различных слогах: ЛА-ЛО-ЛЫ-ЛУ-ОЛ-АЛ-ИЛ. Их нужно произносить протяжно, нараспев. Если малыш исказил слог, к нему нужно вернуться и произнести его правильно несколько раз, чтобы ребенок дошел до автоматизма.
  4. На следующем этапе малышу нужно потренироваться правильно говорить слова, в которых звук «Л» расположен в начале, в середине и в окончании. Начинают со слов начинающихся на «Л»: лак, лай, лук, лампа, лопата, луч, лужа, лошадь. Затем приступают к словам с буквой «Л» в середине: солома, велосипед, перелом, полет, акула, глаз, пила. Закрепляют упражнение славами, содержащими букву «Л» в своем окончании: стол, бокал, спортзал, стул, вокзал.

Эти упражнения нужно повторять регулярно, они помогут только при длительном многократном повторении. В случае ошибок не нужно резко одергивать ребенка или ругать его, на неверное произношение родители должны указывать спокойно, без раздражения в голосе. За сделанные ребенком успехи, его нужно обязательно похвалить.

Задумываясь над тем, как научить ребенка говорить букву л, родителям не обязательно искать помощи специалиста, для начала нужно прибегнуть к самостоятельному исправлению этого речевого дефекта. Если после всех домашних упражнений не удалось решить проблему с произношением, тогда уже стоит обратиться за помощью к логопеду.

Как же выговорить эту трудную букву Л

Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.

Написание и произношение буквы и звука Л

Осторожно: физиологическая дислалия

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.

Виды нарушений произношения

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».

  • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
  • «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» – «уожка»; «Лариса» – «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
  • Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» – «мойоток»
  • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».

Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

Правильная артикуляция звука Л

  • Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.
  • Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
  • Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
  • Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.

В таком порядке надо проводить занятия

Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

Постановка произношения твердого звука Л

  1. Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» – очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.

Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения

  • Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» – зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла» напевая любую мелодию: «ла-ла-ла».
  • Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
  • Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА – ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
  • Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.

    Упражнения на произношение звука Л

    После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

    Артикуляционная гимнастика

    Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».

    Профиль артикуляции звука Л

    1. Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
    2. Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л». Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.
    3. Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
    4. Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

    Логопедические упражнения на артикуляцию Л

  • Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»
  • Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука «Л»
  • Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.
  • Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.

    Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.

    Как научить ребенка выговаривать букву «Л» с помощью игр и упражнений?

    Малыш быстро растет, щебечет, его лепет приводит родителей в умиление. Но если вашему чаду пошел пятый год, а речь его понятна только вам, срочно начинайте работу над звукопроизношением. Как научить ребенка выговаривать букву Л дома без помощи логопеда? В этом вам помогут игры и специальные упражнения.

    Почему ребенок не выговаривает [л]?

    Обычно к 5-6 годам детишки произносят почти все звуки. Но довольно часто можно встретить детей (и взрослых), у которых нарушено произношение звуков [л] и [л’]. Причем постановка твердого звука дается с большим трудом.

    Причины неправильно произношения разные. Часто это результат сюсюканья родителей с крохой, повторение слов за малышом, стремление «поболтать на языке ребенка». Эта проблема актуальна и в двуязычных семьях, где русский язык не является родным. Конечно, если сами родители не выговаривают какие-то звуки, то и их чада будут говорить так же.

    Могут быть и физиологические факторы – проблемы со слухом, с правильным дыханием, строением артикуляционного аппарата. Очень часто ребенок не выговаривает [л] из-за короткой уздечки языка, но при помощи специальных упражнений ее можно растянуть (а не подрезать, как это делалось раньше).

    Кстати, просьба родителей научить их ребенка «выговаривать букву «Л» не совсем корректна. Мы произносим звуки, а буквами обозначаем их при письме.

    Сложности при произношении звука [Л]

    Неверное произношение звуков [л] и [л’], их пропуск в речи обозначаются термином ламбдацизм.

    Виды ламбдацизма:

    • двугубный, когда звук произносится только губами и вместо «л» получается «у» («уампа» вместо «лампа»);
    • носовой, при котором из-за неправильного положения языка воздушный поток устремляется в нос и [л] звучит как [нг] («нгампа»);
    • межзубный – если кончик языка находится между зубов;
    • звук в речи опускается («ампа»).

    Замены твердого [л] другими звуками называются параламбдацизмами. К ним относятся:

    • замена на [г] — «гасточка» («ласточка»), «гуна» («луна»);
    • замена на [в] — «мавыш» («малыш»), «ябвоко» («яблоко»);
    • замена на [д] — «дошадь» («лошадь»), «дыжи» («лыжи»);
    • замена на [j] — «йомтик» («ломтик»);
    • замена на [у] — «уисичка» («лисичка»);
    • ситуация, когда ребенок смягчает звук, говоря [л’] — «лямпа» («лампа»).

    Эти недостатки произношения можно исправить, если выполнять каждый день несложные занимательные упражнения.

    [л] и [л’]: говорим правильно

    1. Широко улыбнулись, зубы сомкнуты.
    2. Слегка приоткрыли рот.
    3. Краешком языка уперлись в просвет между зубами, или прижали его к альвеолам, или надавили им на верхние зубы. Боковые стороны языка не должны касаться зубов.
    4. Воздух выходит через отверстия, образующиеся у краев языка, с силой, под напором.

    Поставить ребенку [л] проще из следующего положения: улыбка, зубки – заборчиком. Слегка прикусив кончик языка, начинаем гудеть, как самолет: «Л-л-л». Малыш должен слышать, какой звук у него получается. Постепенно переводите язык в нужное положение — за верхние зубы.

    Артикуляционная гимнастика дома

    Чтобы научить ребенка произносить звук «Л», на каждом занятии обязательны упражнения, развивающие артикуляционный аппарат и речевое дыхание.

    Прежде чем показывать своему отпрыску упражнения, добейтесь четкого их выполнения перед зеркалом самостоятельно. Обстановка во время занятий должна быть непринужденной. Помните, все ваши тренировки должны выглядеть как занимательная игра, чтобы ребенку было интересно.

    Сначала научимся расслаблять губы.

    • «Улыбка». Улыбаемся, обнажив верхние и нижние зубы, считаем до десяти.
    • «Трубочка». Вытягиваем губы трубочкой, как для звука «у». Делаем вытянутыми губками квадрат.
    • «Иголочка». В положении «Улыбка» выдвигаем кончик языка между зубов. Чередуем упражнения «Трубочка» и «Иголочка».
    • «Рыбка». Похлопаем расслабленными губами, как рыбка в аквариуме.
    • «Остановим лошадку». Глубоко вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Губы расслаблены и вибрируют. Получается «Пр-р-р».

    Теперь разминаем язычок.

    • «Вежливая обезьянка». Улыбнувшись, приоткрываем ротик, как обезьянка, и показываем зубки. В течение нескольких секунд пытаемся удержать язык на нижней губе.
    • «Блинчик». Наш язычок превращается в широкий и плоский блинчик, располагаем его на нижней губе, не забывая улыбаться. Медленно дуем, «остужая блин», воздушная струя должна проходить через середину языка.
    • «Орешек». Упираемся изнутри языком в разные щечки по очереди, как будто катаем орешек или карамельку во рту.
    • «Гамак». Язык должен упереться в передние верхние резцы и прогнуться, как гамак. Задержать язычок, считая до 10.
    • «Качели». Качаемся язычком на качелях – вверх-вниз. Губы приоткрыты в улыбке, язык наружу не высовывается.

    Переходим к упражнениям для постановки произношения [л’] и [л].

    • «Пароход». Раскрывая улыбающиеся губы, высовываем наружу кончик языка и прижимаем его зубами. Гудим, подражая пароходу: «Ы-ы-ы». Если малютка говорит «ль», пусть сильнее высунет язычок и прикусит его посередине.
    • «Индюк». Попробуйте с крохой изобразить «речь индюшки»: «Бл-бл». Слегка раскрываем рот, язык загибаем на верхнюю губу и двигаем его кончиком вверх-вниз. Затем на выдохе начинаем гудеть, постепенно ускоряя движения языка.
    • «Лошадка». Логопеды обычно разбивают упражнение на две части. Сначала учимся звонко цокать язычком («Лошадка скачет»). Мышцы языка укрепляются, усваивается положение поднятого язычка. Придержите нижнюю челюсть ладошками, если малыш не может держать ее неподвижно. Вторая часть – «Лошадка на разведке». Темп неторопливый, без голоса. Кончик языка упирается в верхнее небо.
    • «Ветерок». Ротик приоткрыли, прикусив зубками краешек языка. Делаем выдох – «ветерок». Воздушные струйки должны выходить с боковых сторон языка. Вы увидите, правильно ли малыш дует, поднеся ко рту перышко.

    Занимаясь, не переусердствуйте, иначе вызовете негативную реакцию. Помните, что для постановки звуков нужен правильный выдох. Поэтому необходимы упражнения для контроля струи выдыхаемого воздуха. Пускайте мыльные пузыри, кораблики по воде, дуя на них, сдувайте перышки, задувайте свечи. Начинайте с постановки мягкого [л‘] – так проще для ребенка, и от него легче перейти к [л] твердому.

    Как автоматизировать звук [л‘]?

    Начать лучше с мягкого [л‘], проговаривая слоги «ля», «ле», «лю», затем перейти к словам: «земля», «легкий», «Люба».

    Полезны чистоговорки (вы их можете придумать сами), например:

    • Ли-ли-ли, мы ягодку нашли.
    • Лю-лю-лю, капусту я полю.

    Затем переходим к обратным слогам: «аль», «ель», «иль». Сочиняйте с ребенком слова и чистоговорки с этими слогами: «тюльпан», «стульчик», «мультик».

    Постепенно добавляем согласные: с, п, к, в, г, ф («клю», «кля», «кли» и т. д.). Проговариваем слова: «клюв», «клятва», «кличка».

    Переходим к твердому [л]

    Чтобы кроха начал правильно говорить твердый [л], потребуется больше времени.

    1. Начинаем со слогов с ударной гласной: «ла», «ло», «лу».
    2. Когда добьетесь произношения [л] в слогах, переходите к словам, содержащим данные слоги. Определяйте с ребенком местонахождение слога — в начале, в конце, в середине слова. Слоговые песенки можно напевать не любой мотив: «Ла-ла-ла, муха денежку нашла».
    3. Если у крохи возникают затруднения в проговаривании открытых слогов, лучше начать с закрытых: «ал», «ул» и т. д. Используйте чистоговорки: «Ул-ул-ул, села Машенька на стул»; «Ил-ил-ил-ил, Петя ножки намочил».

    Будьте терпеливы – постановка и автоматизация звуков [л] и [л‘] — процесс длительный. Даже если дитя изолированно произносит звуки, добиться их употребления в речи не так-то просто.

    При постановке твердого и мягкого [л‘] избегайте слогов и слов со звуком [р], который ставится позже.

    Как закрепить звуки в речи?

    Обучение верному звукопроизношению происходит в несколько этапов:

    1. изоляция;
    2. слоги;
    3. слова;
    4. фразы;
    5. предложения;
    6. структурированная речь;
    7. беседа.

    Одновременно с постановкой звуков изучаем букву Л. Произносим и читаем слоги, слова, используя карточки, логопедическое лото, набор «Говорим с пеленок». Находите вокруг слова с изучаемой буквой, определяйте ее местонахождение, мягкость или твердость.

    Возьмите карточки детского лото, составляйте змейки, выкладывая друг за другом картинки с изображениями предметов, в состав которых входят слоги с буквой Л.

    Известно, что речь ребенка зависит от развития мелкой моторики. Не забывайте про пальчиковые игры, лепку, давайте крохе мелкие игрушки. Это поможет вашему малышу научиться разговаривать грамотно и красиво.

    Исправлять дефектное произношение звуков необходимо до того, как дитя пойдет в первый класс. От того, насколько правильно говорит ребенок, зависит его грамотность, овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом.

    Читайте также:  Глазные капли от покраснения и раздражения - лучшие средства и цены - топ советы
    Оцените статью
    Добавить комментарий