Как определить гайморит в домашних условиях у взрослого

Что такое гайморит у взрослых: виды, симптомы, профилактика

Гайморит – это распространенное и опасное воспалительное заболевание носовых пазух. Сопровождается выраженной клинической картиной, ухудшением общего состояния и работоспособности. Патология быстро прогрессирует и при отсутствии должной терапии может спровоцировать серьезные последствия.

Причины болезни

Главными причинами заболевания считаются:

​Различные инфекции вирусного, микробного и бактериального генеза.

​Снижение иммунного статуса.

​Осложнения на фоне гриппа и простуды.

​Травмы носовой полости.

​Злоупотребление назальными препаратами.

​Несвоевременная терапия болезней ЛОР-органов.

​Аденоиды и полипы в анамнезе.

​Аномалии в развитии придаточных пазух и перегородки.

Также способствующим фактором гайморита выступает нарушение дренажной функции носа. В результате чего не происходит отток патологического содержимого из носовых пазух. Это приводит к застойным явлениям и провоцирует воспалительный процесс.

Симптомы гайморита

Как правило, гайморит сопровождается острым развитием и выраженными симптомами. Страдает общее состояние организма, регистрируется сильная интоксикация и наблюдаются некоторые характерные для патологии признаки.

В общем клиническая картина обуславливается следующими проявлениями:

​Интенсивные болевые ощущения в области скул и носа, особенно выражены в вечернее время. Может носить односторонний и двухсторонний характер.

​Гнусавый, глухой голос.

​Затруднение дыхательной функции. Часто регистрируется заложенность вначале в одной, затем в другой ноздре.

​Патологическое отделяемое. Возможен скудный и обильный экссудат, прозрачный или с примесями гноя.

​Повышение температуры до 38 С и более.

​Нарушение сна, больных часто мучает бессонница.

Другими неспецифическими признаками гайморита являются слезотечение, покраснение белков, отмечается зловонный запах изо рта и высокое потоотделение.

Виды патологии

Врачи выделяют следующие виды воспалительного процесса придаточных пазух:

​Аллергический – гайморит появляется в результате влияния аллергенов.

​Острый – болезнь отмечается при склонности к аллергическим заболеваниям, при нарушении перегородки и после травм.

​Хронический – возникает при длительных инфекциях и аномалиях в структуре носовой перегородки.

​Катаральный – наблюдается при тяжелом течении гриппа, ринита и вирусных состояний.

​Двусторонний – выступает в виде осложнения обычного гайморита, когда вместо одной пазухи, поражаются обе.

​Одонтогенный – развивается на фоне инфекций и заболеваний ротовой полости (пульпит, гингивит).

​Гнойный – возникает вследствие деятельности болезнетворных агентов.

​Полипозный – гайморит наблюдается в результате аллергии, воспаления и травм.

Методы лечения

Залог выздоровления при гайморите – это вовремя начатое комплексное лечение. В данном случае важно предотвратить причину патологии и купировать сопутствующие признаки. Пациентам в обязательном порядке назначают этиологическую и симптоматическую терапию.

Курс лечения строится с учетом вида гайморита, выраженности клинической картины и самочувствия человека.

Из лекарственных препаратов больным показаны:

​Антибиотики. Эффективными представителями являются Амоксициллин, Цефуроксим, Цефиксим, Амосин.

​Антисептические средства в виде растворов для промывания пазух.

​Назальные капли с противовоспалительным и антибактериальным эффектом. Это Изофра, Полидекса, Протаргол.

​Жидкости для очищения носовой полости от слизи. Самые распространенные – Долфин, Фурацилин, Аква Марис.

​Антигистаминные препараты – Кларитин, Церизин, Супрастин.

​Жаропонижающие средства – Терафлю, Парацетамол, Ибупрофен.

Для усиления лечебного действия препаратов назначают дополнительно физиопроцедуры. Они помогают нормализовать кровообращение, улучшают отток слизи, снимают болевой и воспалительный синдром. Используют методы УВЧ, УФО. Также пациентам приписывают средства для повышения иммунитета.

В остром периоде гайморита рекомендуется покой, обильное витаминное питье и полезное питание.

В особых случаях может быть назначено оперативное вмешательство для ликвидации патологического содержимого в носовых пазухах. Проводят пункцию с участием местного обезболивания. Процедуру разделяют на несколько этапов. В качестве промывания используют антибактериальные, противовоспалительные и антисептические лекарства.

Осложнения болезни

Гайморит достаточно серьезное заболевание и при затяжном лечении может окончиться тяжелыми осложнениями:

​Воспалительное поражение носоглотки и органов дыхания.

​Нарушение функции почек.

​Болезни головного мозга.

Профилактика

Чтобы предупредить возникновение гайморита, достаточно соблюдать простые меры профилактики:

​Ношение одежды по погоде.

​Укрепление защитных сил организма.

​Прием витаминных комплексов.

​Регулярные прогулки на свежем воздухе.

​Исключение вредных привычек.

​Своевременное лечение инфекционных заболеваний.

​Полноценное и сбалансированное питание.

​Исправление носовой перегородки и других аномалий в строении носовой полости.

​Профилактическое промывание носа антисептиками или раствором морской соли.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Как повысить иммунитет взрослому человеку в домашних условиях

Качество жизни человека в первую очередь зависит от его состояния здоровья. В современном мире существуют всевозможные средства и методики, позволяющие эффективно лечиться, поддерживать тело в хорошей физической форме, увеличивать продолжительность жизни.

Например, для лечения от ожирения, приводящего к тяжелым заболеваниям, создаются эффективные системы похудения (https://doctorbormental.ru/metodika/), в случае необходимости хирургического вмешательства применяются щадящие неинвазивные способы лечения. Вариантов избавляться от возникающих проблем со здоровьем с каждым днем становится все больше. Но многие проблемы можно предотвратить, не дожидаясь их появления.

Хороший иммунитет способен защитить организм от инфекционных заболеваний, которые опасны осложнениями. В данной статье поговорим о том, что такое иммунитет, какие он выполняет функции, как его можно поднять взрослому человеку в домашних условиях.

Что такое иммунная система

Иммунитет – это защитная функция организма, отражающая атаки внутренних и внешних антигенов, инфекционных агентов, обеспечивающая постоянство внутренней среды.Система иммунитета работает на генном уровне, направлена на распознание и удаление чужеродных клеток и веществ, поддержание биологической индивидуальности, целостности организма.

Чужеродные для организма вещества и агенты называют антигенами. Иммунная система их обнаруживает и уничтожает. Благодаря этому человек может существовать в окружении множества достаточно опасных для здоровья микроорганизмов. Вредоносные микроорганизмы воспроизводятся с невероятной скоростью. В благоприятных условиях одна бактерия за сутки превращается в несколько триллионов себе подобных. Иммунная защита останавливает бесконтрольный рост бактерий.

Один из главных инструментов иммунной системы является барьер кожных и слизистых покровов. Они выделяют вещества, которые полностью инактивируют или частично снижают активность вредоносных микроорганизмов. В целом иммунная система – это комплекс клеток и органов, распознающих и уничтожающих вирусы, бактерии, паразитов.

Некоторые инфекции, один раз проникнув в организм, вызывают в нем устойчивую пожизненную иммунную реакции. Например, переболев один раз краснухой, корью или ветрянкой, человек уже не заболеет этим заболеванием даже при непосредственном контакте с инфекцией. Такие болезни фиксируются клетками памяти, которые впоследствии не допускают их развития.

Иммунная система генетически наследуется. В процессе внутриутробного развития плода она распознает и запоминает имеющиеся в организме ткани, и только их в дальнейшем считает своим.

Как это работает

Иммунная система включает ряд органов. Они делятся на центральные и периферические. К центральным относится вилочковая железа, костный мозг. Периферические – это лимфатические фолликулы ЖКТ, лимфатические узлы, селезенка. Именно эти органы выделяют клетки, отвечающие за антигенный состав и постоянство организма. Главные клетки иммунной системы (ИС) – лейкоциты созревают в центральных органах.

Большое значение в иммунном процессе имеют Т-лимфоциты. Они вырабатываются в костном мозге и выступают активной защитой от патогенного воздействия. Понижение или повышение количества Т-лимфоцитов в крови может быть выявлено при лабораторном анализе, расценивается как патология, требующая внимания медиков.

Т-лимфоциты обеспечивают клеточный иммунный ответ. Они выполняют две функции – помогают В-лимфоцитам распознавать чужеродные антигены, а после активации иммунной реакции сами способны растворять и уничтожать антигены.

Кроме клеточного иммунного ответа существует еще гуморальный иммунный ответ. Он осуществляется через межклеточную жидкость, лимфу, кровь. В этом процессе основную роль играют антитела – синтезируемые В-лимфоцитами специфические белки. Антитела или иммуноглобулины связывают антигены, воздействуя на их активность. Иммуноглобулины (lg) делятся на 5 классов – IgG, IgM, IgA, IgD и IgE.

IgG относятся к поздним антителам, выполняют такие функции:

· повышают интенсивность поглощения чужеродных элементов;

· активно участвуют в процессе иммунной реакции;

· во время созревания плода они проникают через плаценту и становятся его природным иммунитетом.

IgM вырабатываются сразу при проникновении опасных микроорганизмов и осуществляют следующее:

· стимулируют процесс захвата и поглощения клетками фагоцитами твердых частиц;

· первыми соединяются в организме младенца.

IgA защищают слизистые от атак чужеродных частиц, нейтрализуют бактериальные токсины, вирусы.

IgD выполняют функцию антигенраспознающих рецепторов на поверхности В-лимфоцитов.

IgE возникают при аллергической реакции организма и выполняют следующее:

· активируют лейкоциты, участвующие в аллергических процессах (базофилы);

· обеспечивают защиту от паразитов;

· способствуют проявлению аллергического отклика и анафилактического шока.

Дисфункции иммунной системы

Иммунитет – это очень тонкая индивидуальная система. Общих для всех принципов выявления сбоя этой системы не существует. Чтобы точно определить, нормально ли работает иммунитет человека, выявляют его иммунные характеристики, то есть его иммунный статус. Иммунный статус – это комплексный показатель одного организма. Для его определения проводится обследование с анализами. Имея данные о характеристиках иммунитета человека можно делать выводы о его функциональности.

Иммунная дисфункция бывает нескольких видов:

· иммунодефицит – самый распространенный вариант иммунной дисфункции, в запущенной форме приводит к опухолевым процессам, аутоиммунным заболеваниям;

· дисбаланс ИС – состояние, при котором реакции иммунитета либо очень слабые, либо чересчур активные;

· извращенная аутоиммунная активность – процесс, при котором ИС считает собственные клетки чужеродными, приводит к воспалительным процессам;

· гиперреактивность иммунитета – слишком активный ответ системы на незначительное вмешательство, приводит к аллергическим реакциям.

Чаще всего нарушение работы ИС выражается иммунодефицитом. При нем наблюдается угнетенность иммунитета, неспособность его отражать атаки достаточно эффективно. Функции звеньев системы ослабевают, снижается интенсивность выработки антител. В таких случаях говорят, что иммунитет человека слишком слабый.

Иммунодефицит делят на первичный и вторичный. Первичный иммунодефицит – это генетически обусловленная особенность организма. Встречается редко. При патологии проблема с иммунными реакциями сопровождает человека всю его жизнь, зачастую непродолжительную, так как даже самая легкая инфекция без иммунной защиты способна привести к летальному исходу. Но врожденная дисфункция встречается крайне редко.

Намного чаще медики сталкиваются с вторичным, приобретенным иммунодефицитом. Он может возникать под воздействием таких факторов:

· проживание в регионе с неблагоприятной экологической обстановкой;

· частые стрессы и эмоциональное перенапряжение;

· при наличии некоторых хронических заболеваний;

· скудное питание (в том числе при частых диетах);

· при наличии запущенных инфекционных болезнях;

· при нарушении работы печени или почек;

· в некоторых случаях после неправильно оказанной медицинской помощи.

Признаки и симптомы слабого иммунитета

При слабом иммунитете способность организма отражать атаки внешней среды снижается. Повышается вероятность «подхватить» любую болезнь инфекционного характера. Течение заболевания у человека со слабым иммунитетом более тяжелое и длительное. О том, что иммунная система работает недостаточно эффективно, свидетельствует целый ряд симптомов.

Определить эффективность работы иммунитета можно по количеству перенесенных человеком простудных заболеваний за год. Считается, что серьезно болеть простудой 2-4 раза в год, это нормально. Если человек заболевает от 4 до 6 раз в год, значит у него ослабленный иммунитет. Более частые простуды свидетельствуют о том, что иммунитет почти не способен отражать атаки вирусов и инфекций, значит его необходимо срочно восстанавливать.

Во многих случаях иммунитет ослабевает потому, что в организме скапливается слишком много токсинов и шлаков. Это происходит из-за неблагоприятной экологической обстановки, неправильного питания, вредных привычек. Иммунная система перегружается, она не может уже отличать чужеродных агентов от собственных клеток, и ее отклик становится неадекватным. Она пытается вывести из органов все лишнее, провоцируя в этом процессе следующие состояния:

· аллергические реакции на безвредные вещества;

· нарушение работы пищеварительных органов;

· боли в суставах, мышцах;

· проблемы с кожей и слизистой.

При ослабленном иммунитете происходит ухудшение общего состояния здоровья. Организму приходится бороться с воспалительными и инфекционными процессами, что снижает общий тонус, способность поддерживать организм. При этом развиваются такие состояния:

· слегка повышенная температура;

Если приведенные выше симптомы не являются следствием какого-либо определенного заболевания, следует проверить работу иммунной системы.

Что вызывает понижение защитных функций

Все причины снижения защитных функций можно разделить на три большие группы:

· связанные с образом жизни;

· являющиеся последствиями перенесенных болезней или тяжелых состояний;

· заболевания иммунной системы.

Связанные с образом жизни причины снижения ИС:

· недостаток в организме необходимых микроэлементов и витаминов;

· несбалансированное питание, при котором организм не получает важные для его функционирования вещества;

· пребывание в экологически опасных зонах сверх допустимого периода;

· вредные привычки – курение, употребление алкоголя, употребление наркотических средств;

· длительное нестабильно психическое состояние с нервозами, стрессами, переутомляемостью и недосыпанием;

· ограничение двигательной активности;

· частые физические перегрузки.

Многие клинические состояния влекут за собой практически необратимое снижение иммунитета. Они возникают после:

· прохождения интенсивной химиотерапии;

· длительных, частых курсов антибиотиков;

· сложных инфекционных болезней;

· почечных заболеваний, связанных с интенсивным выведением иммуноглобулинов;

· длительных нарушений микрофлоры кишечника;

Природные средства для повышения иммунитета

Почувствовав признаки ослабленной ИС, не стоит ждать, пока возникнут серьезные проблемы со здоровьем. Иммунитет можно укрепить народными средствами. Укрепление защитных функций можно проводить в качестве профилактики, например, перед зимним сезоном, когда повышается вероятность «схватить» вирус.

Повысить иммунитет, значит сделать организм более устойчивым к бактериям и вирусам, и предотвратить активный рост раковых клеток. Борьба с этими тремя факторами осуществляется иммуноглобулинами. Для их воссоздания и нормального функционирования организму нужны белки. Для запуска процесса работы иммуноглобулинов нужны аминокислоты. Это означает, что для поднятия ИС нужно первым делом сбалансировать меню, ввести в нее животные и растительные белки, и как можно больше витаминной еды – фруктов, овощей, зелени.

Поступающие с пищей полезные вещества должны хорошо усваиваться. Поэтому важно для укрепления иммунитета иметь здоровое пищеварение. Если есть заболевания органов ЖКТ, необходимо их вылечить. И обязательно потреблять продукты, содержащие пробиотики – натуральную молочку, мягкие сыры, злаки.

Самый известный способ укрепления иммунитета – это закаливание. Его можно применять только здоровым людям, не имеющим признаков простуды, недостатка полезных веществ в организме, обострившихся хронических заболеваний. Проще всего закалить тело при помощи контрастных водных процедур.

Начинать закаливание следует в теплое время года. Сначала нужно просто обливать ноги прохладной водой, потом перейти на контрастный душ с умеренной температурой воды. С каждым сеансом холодную воду можно делать холоднее, и период ее воздействия увеличивать. Если процесс закаливания пойдет без проблем, то через 3-4 месяца можно перейти к обливанию холодной водой на улице. Обливание можно заменить обтиранием мокрым полотенцем.

Какие продукты усиливают иммунную систему

Для нормализации иммунной системы нужны витамины Е, F, С, А и Р.

Витамин Е содержится в продуктах:

Специалисты по питанию рекомендуют для повышения иммунитета ввести в рацион молочные продукты, имбирь, морепродукты, чеснок, брокколи, морковь, семечки подсолнуха, миндаль, зеленый чай.

Про молочные продукты уже говорили – они необходимы для нормализации пищеварения. Но еще они содержат витамин D, а он способствует профилактике заболеваний аутоиммунного характера.

Имбирь является продуктом с научно доказанным положительным воздействием на ИС. Он активирует синтез клеток в вилочковой железе, в которой созревают и дифференцируются Т-клетки.

Морепродукты полезны высоким содержанием цинка и селена. Цинк повышает число Т-клеток и естественных антител. Селен стимулирует выработку лейкоцитов.

Чеснок способен восстанавливать иммунитет за счет высокого содержания аллицина. При регулярном его потреблении повышается количество Т-клеток и натуральных киллеров. При вирусном заболевании или иммунодефиците чеснок полезен тем, что стимулирует образование лейкоцитов.

Брокколи содержит в большом количестве витаминыА, С и Е, антиоксиданты, полезные макро и микроэлементы.

Морковь является источником бета-каратина, стимулирующего синтез лейкоцитов.

Семечки подсолнуха представляют собой мощный источник антиоксидантов.

В миндале высокое содержание витамина В.

Зеленый чай выступает антисептиком для кишечника, повышает сопротивляемость вирусам.

Какие витамины могут помочь

Для нормальной работы ИС нужен баланс всех витаминов, минералов и питательных веществ. Но существует 5 видов витаминов, но которые стоит обратить особое внимание при ослабленном иммунитете.

Витамин Е – повышает синтез антител, выступает защитой от раковых образований, подавляет деятельность свободных радикалов.

Витами D – необходим для формирования иммунного ответа, борется с воспалительными процессами, особенно важен при туберкулезе и аутоиммунных заболеваниях суставов.

Витами С или аскорбиновая кислота – стимулирует выработку антител и интерферона, способствует регенерации, повышает защитные функции ИС.

Витамины группы В – необходимы для выработки антител, справляющихся с раковыми клетками и вирусами, а также для развития и деления новых иммунных клеток.

Витамин А – незаменимый антиоксидант, улучшает защиту слизистых оболочек, усиливает синтез антител.

Сколько времени требуется, чтобы повысить иммунитет

Чтобы повысить иммунитет нужно наладить работу ЖКТ, откорректировать рацион питания, повысить физическую активность, заняться процедурами закаливания. Кроме этого необходимо полностью отказаться от вредных привычек и продуктов питания, при потреблении которых в организме образовываются токсины и шлаки. К вредным продуктам относятся колбасные изделия, жирная жареная пища, фаст-фуд, фабричные сладости.

Скорость повышения защитных функций зависит от наследственности человека, и от того, какой метод он выбрал. Вариантов здесь несколько – просто выполнить все перечисленные выше условия; усилить эффект фиточаями и повышенным содержанием в меню витаминной пищи; усилить эффект фармацевтическими средствами. Последний вариант применим только после обследования и консультации с врачом, так как избыток того или иного витамина тоже может навредить.

На восстановление иммунитета потребуется минимум месяц. Еще столько же времени нужно для закрепления эффекта. При наличии усложняющих факторов – плохая наследственность, неблагоприятная экология, частые неврозы, нерегулярное питание и т. д., процесс займет больше времени. Иногда приходится заниматься этим вопросом более 6 месяцев. Но, если через 3-4 месяца не будет заметно вообще никаких улучшений, нужно обязательно обратиться к врачу.

Читайте также:  Дибикор инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие

Мнение специалиста

Снижение иммунитета без лабораторного обследования диагностировать невозможно. При возникновении симптомов ослабления ИС нельзя заниматься самолечением. Нужно обязательно прибегнуть к помощи специалистов.

Одонтогенный гайморит, причины и лечение

Стоматология инновационных технологий SMILE-AT-ONCE

Одонтогенный гайморит – это достаточно нетипичное воспаление верхнечелюстной пазухи. Он появляется не в результате ОРВИ или простуды, а из-за заболевания верхних зубов.

Причины одонтогенного гайморита

Главная причина, по которой возникает одонтогенный гайморит – это попадание в гайморову пазуху инфекции из пораженного верхнего зуба. Причин у этого может быть несколько:

Недостаточный уход за ротовой полостью

Если недостаточно хорошо ухаживать за полостью рта и не удалять должное внимание гигиене, то со временем на зубах может развиться кариес. Если в этом случае вовремя не посетить стоматолога, то инфекция может перейти на зубной нерв, а оттуда – на околокорневые ткани и в дальнейшем – на гайморову пазуху, что и приведет к одонтогенному гаймориту.

Некачественная пломба

Если тщательно следить за своей полостью рта и вовремя обращаться к врачу, можно натолкнуться на другой фактор, способный спровоцировать одонтогенный гайморит – неквалифицированная стоматологическая помощь.

Корни верхних зубов располагаются так, что нередко подходят к гайморовой пазухе очень близко. Если один из верхних зубов находится в очень плохом состоянии, то может возникнуть необходимость лечения с чисткой и пломбировкой каналов. Если в этом случае произойдет врачебная ошибка, то пломбировочный материал легко может попасть в гайморову пазуху через зубной канал.

Пломбировочный материал вне зуба организм воспринимает как инородное тело. Соответственно, на его фоне возникнет воспаление в гайморовой пазухе, что и приведет к одонтогенному гаймориту.

Удаление зуба

Иногда с самого рождения корни верхних зубов могут проникать в гайморову пазуху. Само по себе это не опасно – но только до тех пор, пока зуб здоров и остается на своем месте. Если же зуб вдруг понадобится удалить, то после его удаления может образоваться свищ. Через это небольшое патологическое отверстие различные вредоносные бактерии легко могут попасть в гайморову пазуху, спровоцировав воспаление и одонтогенный гайморит.

Бывают случаи, когда зубной корень проникает в гайморову пазуху. Пока зуб здоров и занимает положенное ему место – все в порядке и организм не воспринимает его как инородное тело.

Симптомы одонтогенного гайморита

Одонтогенный гайморит протекает в две стадии. Если симптомы острой стадии пациент игнорировал, то заболевание со временем перейдет в хроническую стадию, с менее выраженными симптомами.

  • Тяжесть в носу, его заложенность с одной стороны;
  • Несильные боли в подглазничной или щечной области лица. В некоторых случаях может болеть половина лица целиком;
  • Гнойные выделения из заложенной половины носа;
  • Болезненность второго премоляра или первого или второго моляра при надкусывании;
  • Нарушение обоняния;
  • Общее плохое самочувствие: температура, головные боли, озноб, проблемы со сном.

Изменений в конфигурации лица пациента не наблюдается, хотя иногда могут немного отекать мягкие ткани щечной или подглазничной области, что приводит к легкой асимметрии. При прощупывании передней стенки пазухи отмечается небольшая болезненность. В ротовой полости можно отметить очаг воспаления на слизистой оболочки перед первым моляром, а надавливание на причинный зуб также вызывает болевые ощущения.

В носовой полости отмечается присутствие гнойного отделяемого, слизистая оболочка на большой половине отечная и гиперемированная. Также при остром процессе наблюдается лимфаденит на соответствующей стороне.

  • Периодически возникающие болевые ощущения;
  • Чувство распирания и тяжести в щечной или подглазничной области;
  • Обильные выделения из половины носа, а также образование в ней корок;
  • Бывает, что симптомов не наблюдается вообще.

Общее состояние больного хроническим одонтогенным гайморитом обычно не страдает. Отек тканей щеки не наблюдается, однако надавливание на переднюю стенку гайморовой пазух может вызывать боль. Слизистая в преддверии полости рта воспаленная.

При обследовании полости носа обнаруживаются полипозные разрастания, корки или гнойное отделяемое.

Диагностика одонтогенного гайморита

Диагностировать данное заболевание может только врач. Диагностика одонтогенного гайморита, как правило, происходит в два этапа:

  • Определение источника воспаления, то есть больного зуба, и исследование его состояния;
  • Непосредственный осмотр гайморовых пазух.

Рентген-диагностика

Рентген при диагностике одонтогенного гайморита может использоваться на обоих этапах. На первом он применяется для панорамного снимка челюсти, прицельного снимка зубов и конусно-лучевой томограммы челюсти.

Рентген-диагностику также применяют для того, чтобы исследовать состояние верхнечелюстной придаточной пазухи. Проекционные снимки могут предоставить врачу только 20% необходимой информации, так что чаще всего диагностику проводят при помощи компьютерной томографии. Этот способ исследования позволяет обнаружить в гайморовой пазухе наличие посторонних объектов.

Компьютерные снимки позволяют получить об объекте исследований достаточно точные сведения, однако зачастую их недостаточно для того, чтобы полностью оценить произошедшие в гайморовой пазухе изменения. Например, при проведении конусно-лучевой томограммы врач может увидеть отличия в плотности тканей, но не всегда может стопроцентно определить, что это за новообразование, так как, например, кисты и полипы часто имеют одинаковую плотность.

Эндоскопия

Данный способ диагностики является самым точным и надежным. Эндоскопия производится при помощи эндоскопа – специального препарата диаметром всего 3-4 миллиметра. Эндоскоп вводится через отверстие после удаления зуба или расширенное соустье. Прибор дает широкий угол обзора и увеличивает изображение, что позволяет досконально обследовать гайморову пазуху и точно диагностировать заболевание.

Лечение одонтогенного гайморита

Одонтогенный гайморит – это достаточно серьезное заболевание, которое не лечится народными методами. Его лечение должно осуществляться строго под контролем врача.

  1. Первым делом при лечении следует немедленно уничтожить источник инфекции – инородные тела или пломбировочный материал. После этого следует провести санацию ротовой полости и вылечить зуб, который стал причиной гайморита;
  2. После этого следует удалить из пазухи гной, однако чаще всего это делается прямо вместе с эндоскопической диагностикой. Процедура осуществляется под местным обезболиванием в амбулаторных условиях, и практически сразу после нее пациента уже отпускают домой;
  3. В некоторых случаях удаление гноя требует общей анестезии. Также общая анестезия может потребоваться для удаления из гайморовой пазухи инородных тел. Обычно в таких сложных случаях больного после процедуры на сутки кладут в стационар;
  4. После того, как причина болезни устранена, необходимо несколько дней принимать сосудосуживающие средства, которые помогут слизистой оболочке рта и носа вернуться в здоровое, нормальное состояние;
  5. Также после операции нужно каждый день промывать нос специальными лекарственными растворами. Такое лечение должно длиться столько, сколько скажет врач;
  6. Если заболевание осложнено гнойными выделениями, или отмечаются осложнения, то может быть показан прием антибиотиков;
  7. На месяц после лечения одонтогенного гайморита следует ограничить физические нагрузки.

Профилактика одонтогенного гайморита

Одонтогенный гайморит относится к тем заболеваниям, которые достаточно легко предотвратить. Чтобы избежать его возникновения, достаточно:

  • Хотя бы раз в полгода посещать стоматолога;
  • Вовремя лечить заболевшие зубы;
  • Следить за состоянием полости рта и тщательно соблюдать гигиену;
  • При любом дискомфорте после стоматологического вмешательства немедленно обращаться к врачу.

Если соблюдать эти меры предосторожности, то воспаление в гайморовой пазухе, скорее всего, никогда не возникнет.

Острый синусит

Острый синусит – это воспаление пазух (синусов), окружающих носовую полость, которое продолжается до 4 недель.

Обычно он проявляется заложенностью носа, головной болью, болью или напряжением в области лица.

Чаще всего острый синусит возникает при простуде или сразу после нее. Реже он может быть вызван бактериальной, грибковой инфекцией или аллергией.

В большинстве случаев применения антибиотиков не требуется (только если симптомы синусита не сохраняются более 7 дней у взрослых и более 10 дней у детей).

Острый риносинусит, острый синуит, острый гайморит.

Синонимы английские

Acute sinusitis, Acute rhinosinusitis, Acute maxillary sinusitis.

Не существует какого-то одного признака, по которому можно точно определить, что у пациента синусит, поэтому при диагностике этого заболевания врачом учитываются все симптомы и история развития заболевания.

Наиболее характерны для синусита:

  • заложенность носа,
  • головная боль,
  • выделения из носа, светлые или желтого, зеленого цвета, а также стекающие по задней стенке глотки,
  • снижение обоняния,
  • боль, напряжение, припухлость в области лица, соответственно пораженной пазухе: вокруг глаз, носа, в области лба,
  • боль в верхней челюсти, зубах,
  • неприятный запах изо рта,
  • кашель, особенно в ночное время,
  • повышение температуры тела,
  • слабость.

Общая информация о заболевании

Синусит – это воспаление пазух (синусов), окружающих носовую полость. Острым он называется в тех случаях, когда выздоровление наступает не более чем через 30 дней с начала заболевания, подострым – когда длится от 4 до 12 недель. Если симптомы заболевания сохраняются без перерывов более 3 месяцев, это хронический синусит.

Синусит очень распространен в любое время года, но чаще им заболевают зимой.

На самом деле, корректнее говорить о риносинусите (от греч. rhinos – “нос”), так как воспаление в пазухах всегда сопровождается воспалением и в самой полости носа, что называется ринитом, или, проще, насморком.

Околоносовые пазухи – это полости в костях черепа, заполненные воздухом, соединяющиеся с полостью носа. Также они называются придаточными пазухами.

Существует 4 группы придаточных пазух, и соответственно их поражению выделяют следующие виды синуситов:

  • гайморит – воспаление верхнечелюстных (гайморовых) пазух, расположенных по правую и левую сторону от носовой полости, в верхней челюсти,
  • этмоидит – воспаление решетчатых пазух, распложенных между глаз,
  • фронтит – воспаление лобных (фронтальнах) пазух, находящихся над глазами
  • сфеноидит – воспаление клиновидной (основной) пазухи, которая размещена позади носовой полости, близко к основанию головного мозга.

Одновременно могут быть затронуты несколько пазух, однако чаще всего поражаются гайморовы.

Точная функция пазух неизвестна, предполагается, что они, в том числе, участвуют в согревании и увлажнении вдыхаемого воздуха. Они покрыты слизистой оболочкой с ресничками, которая вырабатывает слизь. Эта слизь за счет движения ресничек выводится через небольшие отверстия, объединяющие пазухи с носовой полостью. В норме слизь движется только в одном направлении, что обеспечивает стерильность пазух, несмотря на то что соединенная с ними носовая полость заселена бактериями.

Если отверстия для выхода слизи блокируются или нарушается работа ресничек слизистой пазух, жидкость застаивается и заполняет пазухи, вызывая симптомы синусита: заложенность носа, головную боль. Скопление жидкости в пазухах становится благоприятной средой для размножения бактерий, из-за чего заболевание протекает тяжелее и могут развиться осложнения.

Причины развития острого синусита

  • Инфекция
  • Вирусная. Чаще всего острый синусит возникает при простуде или сразу после нее. Простуда сопровождается воспалением слизистой пазух у большинства пациентов, но присоединение бактериальной инфекции отмечается менее чем в 1 % случаев.
  • Бактериальная. Гораздо реже острый синусит бывает вызван бактериями. Чаще всего они осложняют вирусное воспаление, хотя могут быть и первичной причиной синусита. Считается, что синусит обусловлен бактериальным воспалением, если симптомы сохраняются в течение 7 дней и более у взрослых и 10 дней и более у детей.
  • Грибковая. Грибы способны вызывать синуситы с крайне тяжелым течением, угрожающие жизни. Наиболее подвержены грибковой инфекции лица со сниженным иммунитетом, например ВИЧ-инфицированные.
  • Аллергия. Отечность слизистой носа из-за аллергии (к примеру, на пыльцу растений) может блокировать отток слизи из пазух.
  • Анатомические причины, в частности искривление носовой перегородки, последствия травм или полипы – аномальные разрастания слизистой внутри носа.
  • Хроническая изжога.
  • Химические агенты, в том числе содержащиеся в табачном дыме, могут ухудшать работу ресничек слизистой пазух.

Синусит может приводить к следующим осложнениям.

  • Менингит. В этом случае инфекция распространяется на оболочки головного мозга.
  • Абсцессы внутри черепа – гнойные очаги, которые вызывают повышение температуры до 39-40 градусов, сильную боль.
  • Глазные осложнения. При переходе воспаления на область глазницы может нарушаться зрение вплоть до полной слепоты.
  • Хронический синусит, о котором свидетельствует сохранение симптомов более 12 недель.

Кто в группе риска?

  • Имеющие искривления носовой перегородки, полипы в носовой полости
  • Страдающие аллергическим насморком.
  • Страдающие хронической изжогой.
  • ВИЧ-инфицированные и другие пациенты со сниженным иммунитетом.
  • Активные и пассивные курильщики.

Диагноз “острый синусит” ставится на основании изучения всех симптомов и течения заболевания. Не существует конкретных признаков, которые бы сами по себе с точностью указывали на синусит. Важно отличить его от обычной простуды, которая также может проявляться насморком и заложенностью носа.

Большая часть синуситов вызвана вирусами и не требует назначения антибиотиков (так как они не действуют на вирусные инфекции), в то время как бактериальный синусит лечится антибиотиками. Именно поэтому важно отличать вирусный и бактериальный синусит. На практике, однако, это крайне сложно сделать, так как не существует четких критериев присоединения бактериальной инфекции. Нужно знать, что густые гнойные желтые или зеленые выделения из носа не являются признаком бактериальной инфекции и часто наблюдаются при обычной простуде, которая вызывается вирусами. В настоящее время бактериальные и вирусные синуситы условно определяются по длительности течения заболевания. Если симптомы сохраняются более 7 дней у взрослых и более 10-14 дней у детей, синусит расценивается как бактериальный.

Обычно дополнительного обследования не требуется, однако в спорных случаях оно может быть полезным для постановки верного диагноза.

  • Общий анализ крови. Повышенное количество лейкоцитов косвенно может свидетельствовать о бактериальной природе синусита.
  • Скорость оседания эритроцитов (СОЭ). Она бывает значительно повышена при выраженном бактериальном воспалении.
  • С-реактивный белок – показатель, характеризующий активность воспаления. При синусите он может быть повышен, однако это не является специфичным для данного заболевания.
  • Риноцитограмма – взятие мазка из носовой полости с последующим его окрашиванием и изучением под микроскопом. По соотношению клеток в этом анализе можно судить об аллергической или инфекционной природе синусита, хотя достоверность результатов не очень высока.
  • Посев содержимого придаточных пазух. При затяжном течении синусита или неэффективности приема антибиотиков, а также при сниженном иммунитете у пациентов может быть взято содержимое из придаточных пазух для последующего посева на питательных средах, где бактерии размножаются, так что их можно распознать. Наиболее достоверные результаты получаются при прямом проколе пазухи.

Другие методы исследования

  • Рентгенография черепа. Позволяет выявить утолщение слизистой пазух или обнаружить в них жидкость. В настоящее время, однако, она не рекомендуется, так как ее достоверность при диагностике синусита достаточно низка.
  • Компьютерная томография (КТ) придаточных пазух черепа. Наиболее достоверный способ исследования при синусите. Особенно полезна в случае развития осложнений.
  • Эндоскопическое исследование пазух. В полость носа вводится тонкая трубка, позволяющая визуально оценить состояние придаточных пазух. Данный метод может быть информативен при грибковой инфекции, опухолях, полипах, аномалиях развития.

Заболевание с умеренно выраженными симптомами не требует обращения к врачу.

Большинство пациентов выздоравливает без назначения антибиотиков. Лечение в этом случае включает применение сосудосужающих средств (не более 3-5 дней), промывание носовой полости, вдыхание теплого пара, теплые компрессы на область пазух, обезболивающие, прием достаточного количества жидкости.

Антибиотики, как правило, требуются только при тяжелом течении заболевания, при явном подозрении на его бактериальную природу или при длительно сохраняющихся симптомах, и продолжительность их приема обычно составляет не менее 10 дней. Примерно 10-15 % пациентов они не помогают, тогда может использоваться прокол пазухи с последующим ее промыванием. Также он может быть показан при развитии осложнений.

При тяжелых гнойных осложнениях выполняются операции, направленные на устранение гнойного очага, одновременно с внутривенным введением антибиотиков.

  • Избегать контакта с больными простудой, мыть руки перед приемом пищи.
  • Проходить ежегодную вакцинацию от гриппа.
  • Правильно лечить аллергический насморк (неправильное лечение – это, например, бесконтрольное и длительное использование сосудосуживающих капель).
  • Использовать дома увлажнитель, проветривать помещение (увлажнение носовых ходов повышает устойчивость тканей к микробам).
  • Не курить, избегать контакта с табачным дымом.

Рекомендуемые анализы

Литература

  • Dan L. Longo, Dennis L. Kasper, J. Larry Jameson, Anthony S. Fauci, Harrison’s principles of internal medicine (18th ed.). New York: McGraw-Hill Medical Publishing Division, 2011.

Когда ребенок начинает ползать

Маленькие детки в возрасте до года растут и развиваются быстрыми темпами. Особенно активно малыши осваивают новые навыки в период 6-12 месяцев: они переворачиваются, начинают сидеть, ползать, подниматься, держась за спинку кроватки или манежа. Некоторые груднички, достигшие годовалого возраста, уже достаточно уверенно ходят. Это очень важный этап для всестороннего развития ребенка и его здоровья – от того, насколько гармоничным и своевременным было освоение данных действий, зависит будущее физическое и эмоциональное состояния малыша.

Первые попытки ползания

Интересным навыком в этот насыщенный период является ползанье. Существует мнение, что это просто переходной процесс между сиденьем и хождением. В последнее время специалисты утверждают, что ползанье – очень важный и полезный навык, недооценивать его ни в коем случае не стоит.

Стандартные сроки ползания

В процессе становления личности ребенка, изучения окружающего мира, общения с людьми, освоения определенных действий все стандартные нормы достаточно условные. Каждый новорожденный – это, в первую очередь, индивидуальность, на развитие которой влияет много факторов.

Важным критерием, который характеризует физическое состояние младенца, являются сроки, когда ребенок начинает ползать. Средние нормы для здоровых деток – 5-8 месяцев. Бывают случаи, когда первые попытки к ползанию замечаются уже в 4 месяца. Или, наоборот, стремление ползти проявляется с некоторым опозданием – 9 месяцев. Такие отклонения естественные и не должны вызывать тревогу.

Нужно отметить! Согласно статистике, сроки начала ползания отличаются, в зависимости от пола ребенка. Девочки, в большинстве случаев, активнее, быстрее усваивают информацию и развиваются. Ползти они начинают в 5-7 месяцев. Мальчики постигают этот этап в 6-8 месяцев.

Читайте также:  Как правильно укладывать спать новорожденного: все секреты

Такие нормы не стоит применять к недоношенным деткам. Этапы их развития передвигаются на определенный срок. Это ни в коем случае не значит, что дети отстают от своих сверстников. Просто они родились раньше предусмотренного срока. В основном такие малыши осваивают должные навыки на месяц-два позже детей, родившихся в период 38-40 недель беременности. Ползать недоношенные груднички начинают в 9-10 месяцев.

Важно! Некоторые детки вообще пропускают этап ползания, и, освоив навык сидения, сразу стремятся встать, передвигаться, держась за опору. Врачи рекомендуют не поощрять раннее прямостоячее положение (в возрасте 8-10 месяцев). Опорно-двигательный аппарат еще недостаточно окреп, что может отразиться на будущем здоровье малыша. Лучше переключить его внимание на ползание.

Чем полезно ползание

Врачи утверждают, что навык ползания имеет не меньшее значение для гармоничного развития ребенка, чем умение ходить. Оно подготовляет тело к большим нагрузкам, развивает координацию движений.

Природным является развитие сначала моторных функций (движение), потом статических (длительное нахождение тела в одном положении). Таким образом, раннее ползание намного полезнее, чем сидение, умение самостоятельно вставать и садится – лучше, чем стоять. В статическом положении ребенок быстро устает, возрастает нагрузка на неокрепший скелет.

Смена положения из сидячего к ползающему

Положительное влияние ползания на организм:

  • Гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата;
  • Укрепление мышц спины, рук, ног, шеи;
  • Устранение тонуса мышц;
  • Улучшение координации, чувства ритма;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Улучшение работы головного мозга;
  • Ориентирование в пространстве.

Научившись ползать, ребенок значительно расширяет свои возможности для изучения окружающего мира. Он сам решает, что ему интересно, куда ему переместится, как получить желаемое. Это положительно влияет на умственное развитие и зачатки логического мышления.

Разнообразный рельеф поверхности выполняет отличный массаж маленьких ладоней, что отражается на их чувствительности.

Различают два виды ползания, каждый по-своему полезный для развития малыша:

  • По-пластунски. Этот способ отличается определенным характером передвижения: малыш, лежа на животе, отталкивается ногами и подтягивает тело руками. Такое ползание тренирует мышцы рук, ног и шеи, является хорошей профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.
  • На четвереньках. Таким способом малыш передвигается достаточно быстро. В процессе ползания укрепляется спина, формируется гибкость хребта. Улучшается координация движений – кроха учится держать равновесие, последовательно переставлять руки, ноги, поворачиваться. Ползать на четвереньках ребенок начинает, научившись устойчиво сидеть.

Интересно. Некоторые ученые считают, что активное ползание положительно влияет на функционирование полушарий головного мозга – устанавливается стойкое взаимодействие, в результате чего ребенок развивается всесторонне и гармонично, имеет склонность к точным и гуманитарным наукам. Кроме того, дети, ползающие в детстве, не имеют проблем с речью – начинают разговаривать вовремя и выговаривают все звуки.

Этапы ползания

Как и любой навык, ползание развивается поэтапно. Одни детки проходят все стадии, другие пропускают некоторые этапы – все зависит от физиологии ребенка.

Стандартные этапы:

  • Попытка ползать на животе. В возрасте 3-4 месяца у грудничка получается переворачиваться с животика на спинку. В этот период проявляется естественный рефлекс передвижения. Ребенок, упираясь ножками, пытается просунуться вперед на животе, поднимая вверх поясницу. Голова при этом опущена вниз. Ближе к пяти месяцам рефлекс угасает.

Ползанье на животе

  • Пластунское ползание. Начиная с пяти месяцев, кроха начинает учиться ползать по-пластунски. Передвижение в данном случае осуществляется за счет подтягивания руками основной массы тела. Сначала ребенок ползает назад или вбок, перемещается всего на несколько сантиметров, но это большое достижение.

  • Правильное ползание. Досконально освоив навык пластунского передвижения, хорошо окрепнув, малыш постепенно переходит к ползанию на четвереньках. При данном способе ноги согнутые, нагрузка ложится на колени и выпрямленные руки. Такое ползание считается правильным и наиболее эффективным.
  • Перекрестное ползание. Достигается развитым ощущением ритма и последовательности. Заключается в одновременном поднятии левой руки и правой ноги, которое чередуется с поднятием правой руки и левой ноги.

Ползанье на четвереньках

В идеале грудничок должен пройти все стадии ползания, но в жизни порыв к передвижению может угаснуть вместе с естественным рефлексом, и кроха будет стремиться сесть или встать. При желании родители могут попытаться вновь завлечь ребенка к этому процессу.

Абсолютное отсутствие порыва к ползанию может быть вызвано несколькими факторами, на которые следует обратить внимание:

  • Темперамент. Не все дети одинаково активные – есть спокойные малыши, которым больше нравится наблюдать за происходящим, чем трогать предмет и изучать его.
  • Проблемы, связанные со здоровьем. Недостаточно развит опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, отклонение в работе нервной системы.
  • Отсутствие возможности научится ползать. Постоянное пребывание малыша в коляске, кроватке, манеже не позволяет ему попробовать свои силы, освоить новые навыки. Для попытки перемещения ребенку необходимы открытое пространство и свобода движения.
  • Вес. Пухленькие детки зачастую активны, стремятся к постижению новых функций, но через лишний вес им сложно удержатся на руках и передвигаться.
  • Отсутствие стимула. Первые попытки поползти малыш проявляет в стремлении получить понравившуюся вещь. Если родители по первому требованию подают ему этот предмет, пропадают интерес и потребность в движении.

Перечисленные факторы не являются критичными, и, вовремя выяснив, какая причина отказа от ползания, ситуацию можно исправить.

Как стимулировать активное ползание

Помочь ребенку, заинтересовать его ползанием можно простыми действиями:

  • Поместить малыша в открытое пространство. Постелить на полу, предварительно позаботившись о безопасности: исключить наличие торчащих проводов, розеток, острых и мелких предметов. Позаботиться о гигиене: помыть пол, пропылесосить коврик.
  • Заинтересовать любимой игрушкой. Лучший способ стимулировать ползание – поместить на глазах у малыша яркую игрушку. При этом есть один важный нюанс – она должна находиться неподалеку от младенца. Он должен понимать, что, приложив усилия, получит желаемое. Если предмет находится слишком далеко от ребенка, и он чувствует, что не дотянется до игрушки, то прекратит попытки передвижения.
  • Показать личный пример. Это самый веселый и непосредственный способ научится ползать. Родитель принимает ту позу, в которой пытается ползти малыш (по-пластунски или на четвереньках) и, завлекая в такую игру, стимулирует желание повторить увиденное. Принять участие в игре могут также старшие братики или сестрички – будет еще интереснее.
  • Дать возможность дотянутся до игрушки, при этом хвалить, поощрять и радоваться малейшим достижениям малыша.

Важной составляющей здорового физического состояние ребенка является развитие опорно-двигательного аппарата. Родители могут делать легкий укрепляющий и расслабляющий массаж. Если есть необходимость, следует обратиться к массажисту-профессионалу, он проведет курс развивающих процедур. С первых месяцев рождения с малышом нужно делать гимнастику: выполнять простые упражнения на укрепление мышц и суставов.

Отличным вариантом для развития ползания выступает упражнение «лягушка»: малыш ложится на животик, ножки поочередно сгибаются в коленках и разводятся в стороны. Для стимулирования движения вперед ножки упираются в мамину руку, ребенок отталкивается и проползает несколько сантиметров.

Упражнения на валике

Еще одно упражнение – хождение на руках. Применяется только в том случае, если ребенок крепко опирается на руки. Ножки одной рукой приподнимаются вверх, другая придерживает малыша в области животика. Легкие подталкивания ребенка вперед поощряют поочередное передвижение рук.

Хорошо зарекомендовали себя занятия с валиком и фитболом.

Важно! Заниматься с малышом, выполнять упражнения, делать массажи можно, только убедившись в его хорошем самочувствии.

Упражнения на фитболе

Некоторые советы от доктора Комаровского:

  • Лучший пример для ребенка – другие детки. Игра со сверстниками, умеющими ползать, – отличный способ поощрить такой порыв.
  • Дети не хотят делиться игрушками. При появлении на своей территории другого ребенка малыш захочет первым добраться до любимой игрушки, что отлично стимулирует передвижение.
  • Нужно создать крохе комфортные условия: выбрать свободную одежду, которая не сковывает движения.

Главное, что следует помнить, – не важно, во сколько ребенок начинает ползать. Важно само стремление изучить эту функцию. Задача родителей – развить это навык.

Чего не следует делать

Часто родители, пытаясь одарить малыша любовью и вниманием, во всем помочь, делают ему плохую услугу – лишают самостоятельности. Ребенок должен учиться на своих ошибках, пытаться сделать что-то сам. Если ему все подавать, исполнять желания, у малыша может пропасть желание развиваться, добиваться поставленных целей. Задача родителей – не сделать все за ребенка, а научить, наблюдать со стороны и в случае необходимости подсказывать.

Первое правило в процессе постижения навыков ползания – активное обучение допустимо только при абсолютном отсутствии порывов к передвижению. Если малыш пытается ползать любым способом (боком, отталкиваясь только одной ногой, прижимая голову к полу), не стоит вмешиваться в процесс. Постепенно ребенок научится контролировать свое тело и движения, сможет самостоятельно выбирать направление. Сколько на это ему потребуется времени, зависит от индивидуальных особенностей.

Часто, осваивая правильный способ ползания на четвереньках, ребенок подолгу замирает в одном положении. Не нужно торопить или подталкивать кроху – таким способом он учится чувствовать равновесие, координировать движение.

Ползание – только первый этап к самостоятельному исследованию окружающего мира. Сначала район перемещения можно ограничить полом в одной комнате – здесь легко обеспечить безопасность малышу, убрав мелкие, острые предметы, длинные шторы, закрыв доступ к розеткам и шкафам. По мере взросления ребенок будет интересоваться и изучать все доступные предметы. Постоянными запретами спасти ситуацию не получится – малыш еще не понимает смысла слова «нельзя». Для избегания истерик стоит научиться спокойно переключить внимание крохи в другом направлении.

Функция ползания важна для укрепления мышц и опорно-двигательного аппарата, помогает координировать движения, держать равновесие, чувствовать ритмичность. Этот навык естественный, малыш постепенно его осваивает в возрасте 5-8 месяцев. Если по каким-то причинам порыв к ползанию отсутствует, рекомендуется поощрять его появление специальными упражнениями и играми.

Видео

Во сколько месяцев дети начинают ползать

Момент когда малыш начинает ползать зависит от его развития и усилий родителей. Общепринятые нормы здесь весьма условны, но к 10 месяцам это уже должно произойти.

С момента, когда ребёнок начинает ползать, в жизни малыша и его родителей наступает новый этап. Дети по-новому воспринимают окружающий мир, который хочется познать и потрогать, а мамам с папами необходимо для этого обеспечить ему максимальную безопасность и своё постоянное присутствие.

Этот период очень важен в жизни маленького ребёнка, так как умение ползать активно заставляет работать мозг малыша и активизирует мыслительную деятельность.

Когда стоит ожидать первые попытки

На самом деле, это очень сложно и тяжело для ребёнка. Но со временем, овладев таким способом передвижения, у него развивается не только мышление, но и моторика, активнее, стремительней развивается речь и, конечно же, укрепляются мышцы всего тела.

Желательно, чтобы ребёнок не пропустил этап ползания (он может сразу пойти). Со стороны физиологии в этом случае можно говорить о неокрепших мышцах спины и большой нагрузке на неокрепший детский позвоночник. Родители должны стимулировать желание малютки к передвижению и правильно его к этому подготовить.

На вопрос когда ребёнок должен уверенно ползать, можно ответить лишь приблизительно. Все дети проходят данный период индивидуально, но существует примерная таблица которую предлагают педиатры для ориентира. Возрастные периоды, когда начинают ползать карапузы, следующие: первые попытки возможны к 5 месяцам, а с 8–9 месяцев начинается активное ползание.

Основные этапы ползания

Первое, что делает младенец — это начинает держать голову, и тем самым укрепляет и развивает мышцы спины, подготавливая организм к новому периоду в развитии.

1 этап — начало

Новорождённый пытается двигаться на животе, подгибая под грудью ручки и выпрямляя при этом спину, ноги в данном процессе участвуют неактивно.

Родителям стоит самостоятельно выставлять ручки малыша под грудью, показывая движения и обучая правильно на них опираться. При этом можно сгибать ему одновременно обе ноги и своими руками ставить опору для ступней, для этого достаточно поставить ровную ладонь ему под ноги. Это должно выглядеть, как будто лягушка делает прыжок.

Родителям нельзя делать резких движений, прилагать усилия и толкать малыша своей ладонью. Новорождённый должен самостоятельно почувствовать, попробовать и закрепить движение. Мама и папа лишь помощники в этом деле.

Если ребёнок ползает на животе, и видно, что он предпринимает попытки оттолкнуться ногами, не стоит ускорять процесс, необходимо терпеливо наблюдать и следить за его безопасностью.

2 этап — закрепление навыков

У многих детей на этом этапе происходит некое «зависание». Не стоит переживать, это очень даже неплохо. Важно понимать, что в данный период у ребёнка включена работа мозга и он закрепляет свои навыки. На этом этапе ребёнок должен начать стоять на четвереньках.

Во сколько месяцев ребёнок начинает ползать на четвереньках сказать точно нельзя: у одних родителей в возрасте 5–6 месяцев, у других в 7–8 месяцев. Но грудничок к этому времени должен научиться поджимать под себя ножки и хорошо опираться на обе руки.

Большинство из них, становясь на обе конечности, начинают длительно раскачиваться, словно готовясь к прыжку. В этот момент дети чувствуют свои возможности и стремятся сделать новый шаг в своих достижениях. Когда малыш раскачивается он тренирует мышцы спины, ног и рук. Эти действия только укрепляют его организм и, конечно же, — это верный знак того, что он готов активно ползать. На этом этапе ведущими остаются руки малыша: он сначала пытается переставлять по очереди ручки и после подвигает к ним ножки.

Родителям стоит обеспечить не сильно твёрдую, но и не мягкую плоскость, по которой можно ползать, так как на кровати или в манеже, нет хорошей опоры для рук, соответственно уверенности в движениях будет меньше. В период раскачивания мама может аккуратно придерживать малыша за бока и немного направлять вперёд, как бы стимулируя к движению.

Ещё одним важным моментом являются принципы достижения цели. Развивать их стоит с младенческого возраста. Для этого нужно раскладывать игрушки перед малышом так, чтобы он мог до них дотянуться, а значит достичь своей цели. Когда ребёнок начал ползать, то интересующие его вещи также ставят на таком расстоянии, чтобы он осилил к ним путь. Со временем расстояние увеличивают, тем самым заставляя его проявлять стремление в достижении цели.

3 этап — активное движение

На данном этапе ребёнок должен начать ползать. У кого-то этот период может наступить в возрасте 6–7 месяцев, но чаще всего он наступает к 8–10 месяцам. Он активно учится перекрёстно передвигать руками и ногами, движения становятся слаженными и более уверенными. Правильными движениями считаются те, когда вслед за левой рукой выдвигается правая нога. На изображении справа показана неправильная перестановка рук и ног.

Ещё раз стоит напомнить, что не нужно сравнивать успехи своих детей, на каком месяце у них имеются те или иные достижения, с другими. У всех разные и сугубо индивидуальные внутренние процессы, которые ведут к физическому и психологическому развитию. Здесь стоит заострить внимание на том, что у детей до года физическое и психологическое развитие идёт неразрывно. Они ползают и познают окружающий мир, трогают предметы, получают новые эмоции. При этом у них закрепляются определённые знания.

Знать закономерности в развитии своего чада просто необходимо для понимания его внутреннего мира и потребностей. Существует несколько рекомендаций, которые стоит выполнять в этот период жизни малыша.

Возможные причины задержки

Стоит сразу сказать, что эти нормы условны, ведь большую роль играют физические возможности ребёнка. Не нужно забывать о том, что все малыши и по-разному воспринимают окружающий мир — именно он является важной целью в познании и стремлением доползти вон до той штуки.

При большом весе малыш начинает ползать значительно позже своих сверстников. Проблема избыточного веса часто заключается в неправильном кормлении, генетической предрасположенности или обмене веществ. Если ребёнок родился недоношенным, то моторные навыки развиваются с некоторой задержкой, что также приводит к более позднему началу ползания.

В любом случае всё должно проходить в определённых рамках норм развития. Именно поэтому для родителей существуют инструкции и советы, как помочь маленькому человечку научиться передвигаться на четвереньках при помощи привлечения его внимания. Первые попытки, как правило, будут начинаться, когда ребёнок увидит яркую недосягаемую игрушку и попытается к ней дотянуться, что заставит его ползти. Ему будет тяжело, но интерес, в конце, концов, заставит добраться до красочной цели. Здесь важно не отодвигать игрушку слишком далеко, чтобы малыш не потерял к ней интерес.

Как только ребёнок начнёт переворачиваться и крутиться вокруг своей оси на кровати, маме и папе стоит помогать ему и правильно складывать ручки под грудью для опоры. Это делается для того, чтобы ребёнок знал как правильно ползать.

Все дети, как правило, проходят определённые этапы овладения навыками ползания. Бывает так, что некоторые из них пропускают один из этапов и быстрее учатся, а некоторые длительно находятся на одной из стадий.

Как помочь малышу овладеть ползанием

Безусловно, самым распространённым методом укрепления мышц и обучению ползанию является массаж. Выполнять его должен квалифицированный специалист, имеющий опыт в работе с грудными детьми и знающий программы массажа для укрепления разных мышц тела. Как только дети начинают двигаться и держать голову, педиатр уже может рекомендовать курс массажа.

Это происходит примерно в возрасте 3 месяцев. При наличии тремора или тонуса мышц, специалист будет выполнять определённый курс массажа. Такой курс поможет укрепить организм и определённые мышечные группы, при недостаточном развитии которых будет задерживаться развитие ползания. Массаж делается, как правило, в первой половине дня. Мама при этом получает полезные рекомендации по проведению самостоятельной гимнастики с малышом.

Вопрос во сколько месяцев начинают ползать дети, не должен быть решающим для родителей. Пусть именно ваш младенец сделает это чуть позже других, но он сделает это правильно и без сильных нагрузок для организма. В ближайшем будущем это сильно поможет его развитию.

Стоит ещё сказать о вспомогательных методах по физическому развитию грудничков:

  1. Гимнастика на фитболе. Выполнять её лучше после того, как вам продемонстрирует движения массажист или педиатр. С детками этого возраста стоит обращаться очень аккуратно. Существует целый ряд различных упражнений для деток до года, по укреплению разных групп мышц. Для каждого периода нужно правильно подобрать упражнения на мяче.
  2. Плавание. Сейчас у многих мам есть возможность посещать грудничковое плавание. Это идеальный вариант для физического развития малышей, ведь вода является очень близкой средой для младенцев, они могут легко двигаться в ней, выполняя различные упражнения. Многие практикуют плавание в ванной при использовании специальных кругов, поддерживающих шейку грудничка.
  3. Игры на развитие моторики. Поглаживание ладошек и ступней ног помогут активизировать, стимулировать нервные окончания, способствующие психическому и физическому развитию. О том, какую роль играет развитие моторики знает каждый, поэтому при каждом утреннем проведении гигиенических процедур и принятии воздушных ванн, стоит взять за правило проводить весёлые увлекательные упражнения. От этого также зависит то, во сколько месяцев ребёнок начнёт свои уверенные попытки ползти.
Читайте также:  Можно ли пить бруснивер при камнях в почках

Как ребёнок начнёт активно ползать и перемещаться из одной комнаты в другую, в первую очередь, необходимо создать для него полную безопасность. Если где-то имеются провода, к примеру, от компьютера и другие электронные приборы, то стоит оградить к ним доступ. Для электрических розеток существуют специальные заглушки, для дверей — держатели и ограничители, которые обезопасят младенца при изучении окружающего пространства.

Ещё раз повторим, что вопрос во сколько дети начинают ползать, должен быть весьма условным для родителей. Конечно, существуют определённые рамки, но торопить своё чадо не стоит, всему своё время. Главное, чтобы малыш заползал, потому что некоторые дети не ползают вообще, а сразу пытаются вставать на ножки.

Может это желание подражать старшим братьям и сестрёнкам, или частое нахождение в вертикальном положении в кроватке, держась за бортики, в манеже, или амбиции взрослых. Но это не хорошо для правильного формирования позвоночника. Поэтому задача родителей — создать условия для развития навыка ползания: желательно, чтобы это был пол или большая кровать, в доступной близости должны находиться интересные предметы и отсутствовать опасные. Важно, чтобы ребёночек смог вдоволь наползаться, а родители не старались раньше времени поставить его на неокрепшие ножки.

Ещё один важный момент, на который стоит обратить внимание: это техника ползания. Если родители начали замечать, что малыш ползёт не на четвереньках, а по-пластунски, то старайтесь, чтобы данный навык не закрепился у него. Для этого на пути малыша разложите небольшие предметы — препятствия, чтобы у него появилось желание поднимать своё тело переползая через них. Или положите ребёночка в пелёнку и учите его правильно ползти, чуть приподняв тело за пелёнку.

Можно выкладывать малыша на живот, подложив под него валик и покачивать его назад и вперёд. Эти же движения можно выполнять на фитболе. Малыш рефлекторно будет переставлять руки, укреплять ножки, учиться держать тело.

На этом всё. Теперь вы знаете в каком возрасте дети начинают ползать, почему нужно обязательно овладеть этим навыком перед ходьбой, и что делать, чтобы ребёнок стал ползать. Здоровья вашему чаду!

Когда ребенок начинает ползать — во сколько месяцев дети сами ползают

Первые осознанные движения малыша, в том числе и старательные попытки ползать, всегда приносят огромную радость родителям. Но очень часто мамы и папы торопят события и начинают беспокоиться, если их ребенок стал делать это намного позднее своих ровесников. Необходимо понять, что малыш начинает ползать только тогда, когда он сам захочет и будет к этому готов. Для того чтобы ребенок стал перемещаться в пространстве, ему надо приложить немало усилий. И не только физических, но и умственных. Родитель может ему помочь, регулярно выполняя с ребенком специальные гимнастические упражнения и проводя ему массаж.

Во сколько месяцев дети начинают ползать самостоятельно?

Не существует четко установленной нормы, когда дети должны уметь ползать. Первое самостоятельное ползание ребенка может произойти с трехмесячного до девятимесячного периода. Такой большой временной интервал обусловлен тем, что на развитие навыка передвижения влияет множество факторов, среди которых степень развитости мышечной системы, масса тела, темперамент. Обычно маленький ребенок может ползать «по-пластунски» уже в 6 или 7 месяцев, а попытки отталкиваться ручками, лежа на животике, появляются в 4 или 5 месяцев.

Во сколько месяцев ползают девочки

Семимесячный ребенок уже может начать ползать на четырех конечностях, это является самым ранним сроком. Считается, что на это склонны именно девочки. Однако эта теория больше основана на наблюдениях самих мам и пап, чем на физиологической разнице развития мальчика и девочки.

Во сколько месяцев ползают мальчики

Обычно половая принадлежность не влияет на скорость развития. Однако даже десятимесячные мальчики могут даже не интересоваться передвижением в пространстве. Пугаться этого не стоит.

Как понять, что ребенок начинает ползать?

Когда малыш понимает, что вокруг него большой и еще непознанный мир и предметы, он понимает, что ему необходимо двигаться, поэтому сначала пытается начать ползать. Ведь иначе не увидишь и не узнаешь, что же тебя окружает.

Предвестниками попыток ползания у детей являются активные попытки переворачиваться на животик. После успешного освоения переворота малыш рефлекторно начинает вовлекать в процесс руки.

Поэтапно: как грудной ребенок учится ползать

Нормой, когда ребенок умеет ползать именно на четырех конечностях, в среднем считается восьмимесячный возраст. Предыдущие стадии чадо проходит еще до этого. Условно можно разделить поэтапный прогресс на несколько периодов развития:

  • лежание (1-2 месяца). Новорожденный ребенок еще не окреп и не предпринимает попыток самостоятельного передвижения. В этот период у грудного ребенка крепнут мышцы спины, шеи, он обучается держать головку. Мозг готовится к дальнейшей двигательной активности. Двухмесячный малыш совершает спонтанные медленные движения руками и ногами;
  • переворачивание (3-4 месяц). Важнейший этап, когда малыш уже будет физически подготовлен совершить свой первый переворот со спины на живот и обратно. Его мышцы достаточно окрепнут для этого;
  • передвижение на животе (период 4-5 мес.). Первый способ, который ребенок пробует для передвижения. Задействованы руки и мышцы шеи и плеч;
  • «по-пластунски» (период 6-8 мес.). Ребенок совершает более активные действия с вовлечением ног и продвигается гораздо быстрее;
  • четвереньки (период 7-9 мес.). Поначалу малыш в попытках ползти будет выполнять раскачивания. Нередко ребенок будет падать или двигаться в обратную сторону, движения конечностей сразу не будут синхронными. Ему можно помочь быстрее и правильно освоить эту синхронность, передвигая его ручки и ножки своими руками или показать пример наглядно. А чтобы малыш пошел вперед, а не назад, просто нужно закрыть ему путь к пространству сзади, поставив спиной к стене или мебели.

Надо ли учить ребенка ползать?

Если немного переформулировать вопрос и спросить, есть ли польза от способности ползать – ответом будет однозначное «да». А специально учить этому необходимости нет, так как это заложенный с рождения рефлекс. Со стороны родителей потребуется создание комфортных для этого условий и помощь в укреплении мышц с помощью гимнастики и массажа.

Проявление такой способности как ползание – важнейший этап в развитии ребенка. Именно поэтому практически каждый родитель стремится к тому, чтобы их малыш скорее начал ползать. Итак, главные преимущества, которые дает эта способность:

  • развитие подкорковой структуры мозга. Эта структура принимает первостепенное участие в поэтапном формировании всевозможных поведенческих реакций;
  • развитие мелкой моторики. Во время передвижения растягиваются связки запястий и работают кисти, пальцы;
  • большая физическая сила. Как правило, ползающие малыши в дальнейшем намного активнее и физически сильнее своих «неползающих» ровесников;
  • укрепление костно-мышечной системы, в особенности позвоночника, и развитие координации.

Виды ползания у детей до года

Поэтапный прогресс ребенка в самостоятельном передвижении условно подразделяют на несколько стадий, для которых характерен свой вариант ползания.

На животе

Это важнейшая стадия, на которой ребенок осваивает свой самый первый метод передвижения. Самостоятельно переворачиваться на животик он будет уметь уже в трехмесячном возрасте, а передвигаться на нем ближе к четырем-пяти месяцам. Происходить это будет так: при помощи рук малыш будет как бы подтягиваться, стараясь продвинуться вперед. Конечно, быстро перемещаться таким образом не получится, но зато значительно укрепятся мышцы спины, плеч и шеи, ведь ребенок выгибается, пытается приподнимать голову и отталкиваться руками от твердой поверхности.

Очень часто у малыша при таком варианте перемещения получается передвижение не вперед, а назад. Корректировать и исправлять это не нужно.

По-пластунски

Когда малыш осознает, что лежать на животике и стараться оттолкнуться недостаточно, он пускает в ход свои ноги. Условные сроки освоения такого способа – шестимесячный-восьмимесячный период. Ребенок широко расставляет ноги, сгибая их, а затем усилием усердно отталкивается от твердой поверхности, тем самым двигаясь вперед. Опорой при этом являются локти. Со стороны это выглядит очень забавно и мило. Некоторые дети отталкиваются не двумя, а только одной ногой, и в этом нет ничего страшного.

На четвереньках

Это довольно сложный вариант, требующий умения сидеть, равномерно переносить вес тела на руки и ноги и держать равновесие тела. Обычно это происходит с семимесячного по девятимесячный период. Всемирная организация здравоохранения установила верхнюю границу нормы, когда ребенок уже должен ходить на четырех конечностях – это тринадцатимесячный срок.

Чтобы помочь малышу научиться более уверенно ползти на четвереньках, можно поиграть с ним в такую игру: взять мягкую простыню или легкий плед, свернуть его в неширокую плоскую ленту и подхватить малыша за грудь, тем самым родитель будет регулировать процесс и помогать ему передвигаться на четырех конечностях (точках опоры), координироваться в пространстве.

Также полезным будет упражнение «стойка на коленях». Осторожно и аккуратно нужно поставить малыша согнутыми ногами на пол и придерживать либо позволить ему держаться за диван. Чуть позже он научится уже самостоятельно регулировать равновесие в таком положении, не нуждаясь в опоре.

Заставлять ребенка передвигаться через силу нельзя, потому что, если он не чувствует равновесия, рефлекторно включается инстинкт самосохранения и он просто перестает ползти. Поэтому нужно быть ласковыми и терпеливыми, не оказывая лишнего давления.

Обязательно нужно позаботиться о том, чтобы в квартире были мягкие напольные покрытия, так как ребенок первое время будет неизбежно падать из-за того, что еще не освоил правильную синхронную перестановку ручек и ножек и не научился балансировать.

На коленях

Ходить таким методом маленький ребенок сможет после того, как сначала научится регулировать свое ползание на четырех конечностях. Именно из этого положения он сможет подняться на колени. Навык такой ходьбы является предпосылкой к скорому хождению на ногах.

В первое тренировочное время нужно вставать перед ним и держать его за руки. Легонько тянуть малыша на себя, чтобы он рефлекторно стал передвигать ноги по направлению к родителю.

Если регулярно выполнять с ребенком «стойку» на согнутых ногах, ему будет намного проще начинать передвигаться таким способом, ведь он уже будет знать и чувствовать, как держать равновесие.

В чем лучше ползать малышу?

Нужно надеть на ребенка удобный, не стесняющий движения комбинезон или боди. Необходимо проследить, чтобы одежда была подходящего размера и не волочилась по полу. В слишком свободной свисающей одежде ребенок может запутаться.

Если на улице лето и погода очень теплая, то лучше всего будет оставить малыша в одних подгузниках.

Что делать, если ребенок начал рано ползать?

Под возрастом «раннего передвижения» имеется в виду пятимесячный, а порой даже и четырехмесячный срок. Конечно, новорожденный ребенок в один-два месяца ползать не начнет. Ведь в два-три он только научится держать головку.

Раннее начало передвижения не имеет никаких негативных последствий для детей. Однако некоторые педиатры все-таки считают, что если ребенок рано стал ползать, то это не означает, что он скоро сам пойдет, а совсем наоборот. Это связано с тем, что ему будет комфортно передвигаться именно таким образом. Но все зависит только от ребенка и от степени участия взрослого человека в его развитии.

Что делать, если ребенок отказывается ползать?

Родители очень сильно расстраиваются и волнуются, если их малыш не начинает ползать и не проявляет к этому интерес, ошибочно считая это отклонением в развитии или даже болезнью. А некоторые и вовсе просто пропускают этот этап, переходя сразу к ходьбе.

Не нужно допускать паники по этому поводу. Необходимо внимательно понаблюдать за малышом. Если он активно играет, лежа в кроватке, и использует при этом каждую из левых и правых конечностей в равной мере, то беспокоиться не следует. Возможно, у ребенка флегматичный темперамент или он редко находится вне кроватки, не зная, что вне ее существует огромный интересный мир. А если мамы и папы изначально чересчур опекают своего новорожденного ребенка и не дают ему совершить что-то самому, то у него может не появиться потребности в передвижении. Лишняя масса тела тоже является препятствием для развития навыка активного передвижения.

Ребенок должен сам захотеть ползать. Поэтому надо простимулировать появление у малыша этого желания: начинать чаще класть его на пол, интересовать и приманивать движущимися предметами или яркими игрушками, хвалить. Вдобавок к этому можно наглядно показать ему каким образом надо правильно ползать. Не нужно забывать следовать расписанию специальной гимнастики и регулярного массажа.

Обратиться к врачу необходимо в следующих случаях:

  • если девятимесячный малыш даже не пытается переворачиваться на животик, не предпринимает попыток ползать или сесть;
  • если обращает на себя внимание, что когда ребенок ползает, он волочет одну из конечностей или вовсе ей не двигает, появляются судороги.

Упражнения и массаж для закрепления навыка ползания

Существует много простых и полезных гимнастических упражнений, позволяющих правильно укрепить суставы и мышцы ребенка или закрепить уже привитый навык. Это позволяет дать малышу гармоничное и правильное развитие.

Упражнения для гармоничного развития ребенка:

  • если малыш еще не научился переворачиваться, нужно плотно сжать его ладошкой свой большой палец и медленно направить его тело на переворот. Второй рукой поддерживать ножку ребенка для поворота таза. Повторять несколько раз, не нужно спешить;
  • взять руки лежащего на спине ребенка и медленно поднимать сначала вверх, затем вниз, а после – развести их по сторонам и скрестить на его грудной клетке;
  • положить малыша на специальный фитбол животиком, придерживать за подмышки и выполнять легкие раскачивания. Так он будет тренировать мышцы спины. А после систематичных и правильных занятий с раскачиванием ребенок начнет ползать намного быстрее. Чтобы заинтересовать малыша, нужно превратить обычную гимнастику в веселую игру;
  • есть еще одно упражнение, требующее активности от ребенка. Он должен лежать на животике, а перед ним нужно повесить любимую игрушку или предмет на не слишком низкой, но досягаемой для него высоте. Так ребенок начнет тянуться к ней, стимулируя укрепление шеи и рук;
  • уложить ребенка животиком вниз на твердую поверхность. Нужно по очереди сгибать его ноги, при этом аккуратно разводя их в стороны. Внешне это будет напоминать плавание «по-лягушачьи».
  • положить ребенка на твердую поверхность и помочь ему выпрямить руки и опереться на них. Пусть он попытается удержаться в таком положении «планки» подольше;
  • очень полезны упражнения в воде: плавание, ныряние, плескание и подобные этому действия. Кроме того, занятия в бассейне привьют малышу привычку к здоровому образу жизни, закаляют и позволяют избежать плоскостопия.

Помимо специальной гимнастики, необходимо проводить маленькому ребенку регулярные сеансы массажа. Прежде чем приступить к самой процедуре, нужно проветрить комнату и убедиться, что у малыша хорошее настроение. В первое время сеанс не должен длиться больше десяти минут. Постепенно можно увеличивать это время на одну-две минуты, дойдя до двадцати пяти или тридцати минут в день.

Нужно чередовать разминающие и поглаживающие движения ладонями следующих областей: спины, стоп, рук и плеч. Каждое действие повторять пятнадцать-двадцать раз, можно чуть больше.

Всему свое время

Каждый малыш – это неповторимое и чудесное создание. И вовсе не следует беспокоиться, если ребенок стал ползать очень рано или, наоборот, начинает позднее, чем его ровесники. Это не является отклонением или патологией, и ни в коем случае не означает задержку в развитии. Нужно всегда быть рядом и стараться показать, что поддерживаете его во всех начинаниях, терпеливо и постепенно разрабатывая малышу мышцы. И самое важное правило – необходимо дождаться, когда ребенок сам захочет начать ползать. Не нужно оказывать лишнего давления и насильно обучать его. Только так можно добиться устойчивых результатов.

Оцените статью
Добавить комментарий