Кифосколиоз грудного отдела позвоночника: насколько опасно данное искривление

Кифосколиоз грудного отдела позвоночника – одна из нередких ортопедических проблем. При этом отмечается искривление позвоночного столба одновременно в сагиттальной и фронтальной плоскостях, с усилением грудного кифоза и формированием сколиоза. Чаще всего такая патология выявляется в подростковом возрасте, но возможно также наличие врожденных нарушений. Кифосколиоз не только ухудшает внешний вид человека, но и нарушает работу его внутренних органов и функционирование всей опорно-двигательной системы.

Что такое кифосколиоз

Кифосколиоз ­– это стойкое искривление позвоночника с патологическим изгибом назад (кифозом) и вбок (сколиозом), отмечается также его скручивание вдоль основной оси.

При этом позвонки, межпозвоночные суставы и диски испытывают постоянную несимметричную нагрузку. В результате в них появляются и постепенно нарастают дегенеративно-дистрофические изменения, что сопровождается образованием остеофитов, грыж, артрозов, мышечно-тонического синдрома и других нарушений. Возможно развитие неврологических осложнений вследствие компрессии корешков спинно-мозговых нервов и деформации позвоночного канала.

При кифосколиозе меняется и конфигурация грудной клетки. Выраженные стадии такого комбинированного искривления характеризуются появлением так называемого реберного горба на выпуклой стороне патологической дуги позвоночного столба, это объясняется скручиванием тела и односторонним раздвиганием ребер. Из-за нарушения работы межреберных мышц и диафрагмы при деформации грудной клетки снижается экскурсия легких и их жизненная емкость, меняется растяжимость легочной ткани и падает степень оксигенации крови при дыхании. Это становится причиной одышки и склонности пациентов с кифосколиозом к воспалительным заболеваниям бронхолегочной системы.

Выраженное искривление позвоночного столба приводит также к смещению сердца и других органов средостения с нарушением их функционирования. В сочетании с легочной патологией это нередко приводит к развитию гипертензии в малом круге кровообращения, сопровождающейся гипертрофией правых отделов сердца и сердечной недостаточностью.

Формы и стадии кифосколиоза

Выделяют также приобретенную и врожденную формы кифосколиоза. В последнем случае ребенок рождается уже с деформациями позвонков и околопозвоночных структур, причем эти изменения нередко начинают проявлять себя лишь при формировании навыка сидения. А вставание и последующая ходьба усугубляют имеющееся искривление. Но возможно и наличие грубых аномалий развития костной системы, когда ребенок появляется на свет с явными деформациями позвоночника, грудной клетки и даже конечностей.

При приобретенной форме кифосколиоза позвоночник изначально формируется нормально, но воздействие различных внешних или внутренних факторов становится причиной появления и постепенного нарастания деформации. Поначалу отмечается непостоянный патологический изгиб в одной плоскости с усилением кифоза или отклонением части позвонков вбок от средней оси. В последующем присоединяется скручивание позвоночника, образуется искривление сразу в 2 плоскостях, формируются компенсаторные патологические изгибы в соседних отделах.

По направлению бокового искривления кифосколиоз бывает правосторонним (со смещением грудных позвонков вправо) и левосторонним. Приобретенные деформации чаще всего возникают на стороне доминирующей руки, что связано с неравномерностью нагрузки и особенностями посадки при письме. Поэтому у правшей в большинстве случаев выявляется правосторонний кифосколиоз.

Грудной кифосколиоз 3 и 4 степеней считается необратимым, он существенно снижает качество жизни пациента и становится причиной его инвалидности.

Причины

Основные причины формирования грудного кифосколиоза:

В ряде случаев не удается верифицировать причину развития грудного кифосколиоза, в этом случае говорят об идиопатической форме заболевания. Предрасполагают к деформации позвоночника избыточный вес, гиподинамия в сочетании с сидячим образом жизни, нерационально оборудованное рабочее место и неправильная посадка за столом, слабое развитие мышечного каркаса спины, наличие хронического болевого синдрома с удержанием асимметричного вынужденного положения тела (анталгической позы), длительное использование костылей с опорой на подмышечную впадину.

Признаки грудного кифосколиоза

Возраст появления симптомов, свидетельствующих об искривлении позвоночного столба, зависит от этиологии. При врожденных и генетически обусловленных аномалиях первые отклонения обычно становятся видны при начале сидения ребенка в возрасте 6–8 месяцев. Это может быть дугообразная спина (гиперкифоз) или боковое искривление (сколиоз), проходящие в положении лежа. Если же имеются явные деформации позвонков и ребер, сразу формируются выраженные формы заболевания с постоянным патологическим асимметричным положением лопаток и надплечий и усилением прогиба грудного отдела позвоночника назад.

Приобретенный кифосколиоз развивается после перенесенных заболеваний с поражением позвонков или паравертебральных мышц или по мере прогрессирования имеющихся нарушений. Идиопатическая форма и болезнь Шейермана-Мау приводят к появлению симптоматики в юношеском возрасте и преимущественно у мальчиков. Поначалу имеется нарушение осанки, сутулость, которые исчезают после отдыха и в положении лежа. Постепенно изменения нарастают, искривление приобретает постоянную форму.

Нередко кифосколиоз 1 степени не обнаруживается родителями, лишь педиатр или хирург на плановом осмотре выявляет имеющееся искривление. При целенаправленном расспросе ребенок школьного возраста может предъявлять жалобы на быстрое возникновение чувства усталости в спине, легкое преходящее головокружение, затруднения при выполнении некоторых упражнений, ощущение неудобства при ношении ранца или сумок с наплечным ремнем.

Начиная со 2 степени кифосколиоза отмечаются одышка при физической нагрузке, боли в спине, ограничивается подвижность позвоночника, возможно снижение успеваемости ребенка. Деформация спины становится заметна окружающим. Нередко появляются неприятные ощущения в ногах (парестезии) с нарушением поверхностной чувствительности и слабостью мышц. На 3 стадии начинает формироваться реберный горб, присоединяются различные неврологические симптомы и асимметричная мышечная атрофия, возможно появление тазовых нарушений. 4 стадия характеризуется выраженными множественными комбинированными нарушениями, инвалидизирующими пациента.

Диагностика

Объективными внешними признаками кифосколиоза являются наличие избыточного кифоза (или сутулости на ранних стадиях), разница стояния надплечий и углов лопаток, отклонение линии остистых отростков вбок. При деформации грудной клетки на стороне сколиоза увеличивается расстояние между ребрами при измерении по лопаточной линии. Впоследствии появляются задний и передний реберный горб ­– выступание дуги части соседних ребер относительно саггитальной плоскости. Грудная клетка обычно узкая, асимметричная, ее экскурсия при дыхании снижена.

Обязательно проводится неврологическое исследование с оценкой мышечной силы конечностей, сухожильных рефлексов, чувствительности. Определяются также наличие мышечных атрофий, тазовых расстройств, признаков сердечной и дыхательной недостаточности. Пациенту требуется консультация ортопеда, невролога, вертебролога, терапевта. Могут привлекаться и другие специалисты.

В некоторых случаях при рентгенографии выявляются и причины кифосколиоза: опухоли, переломы, остеомиелит и туберкулезные натечники. Для более точного определения характера имеющихся нарушений и степени вовлечения нервных структур проводят МРТ. Оценка сердечно-сосудистой системы требует назначения ЭКГ, УЗИ сердца и других обследований.

Способы лечения

Выбор программы лечения кифосколиоза зависит от возраста пациента, скорости прогрессирования изменений и степени искривления. Могут быть использованы различные консервативные методы, причем основное внимание должно уделяться укреплению мышечного корсета и коррекции имеющейся асимметрии. Грамотная комплексная консервативная терапия позволяет снизить скорость нарастания деформации позвоночника, уменьшить болевой синдром, скомпенсировать и даже уменьшить степень кифосколиоза на начальных стадиях.

Основой лечения при любой степени искривления является лечебная физкультура. Программа нагрузок при кифосколиозе разрабатывается инструктором ЛФК, при этом используются симметричные и асимметричные упражнения. А для детей иногда назначаются специальные укладки. ЛФК по назначению врача дополняется кинезиотерапией, физиотерапией, иглоукалыванием, массажем, остеопатическим и мануальным лечением.

Медикаментозная терапия чаще всего является симптоматической и предназначена для купирования боли, снижения выраженности мышечно-тонического синдрома, улучшения питания тканей. Но в некоторых случаях прием препаратов позволяет воздействовать на причину деформации позвоночника – например, при туберкулезе, миопатии, опухолях, остеомиелите.

Оперативное лечение при кифосколиозе используется для стабилизации положения позвоночника и может проводиться лишь после завершения периода роста. У взрослых проводят декомпрессию нервных образований и частичную коррекцию имеющегося искривления при помощи металлоконструкций.

Кифосколиоз – серьезное и склонное к прогрессированию заболевание, которое может приводить к ранней инвалидности. Своевременная диагностика, соблюдение программы лечебно-профилактических мероприятий и ЛФК позволяют скомпенсировать нарушения, а на ранних стадиях даже предотвратить стойкую деформацию позвоночного столба и грудной клетки.

Кифосколиоз грудного отдела: причины, симптомы и лечение этого заболевания

Кифосколиоз грудного отдела позвоночника – сложное, сочетанное нарушение правильной конфигурации соединения позвонков. Оно заключается в существенном искривлении позвоночника в передне-задней плоскости, следовательно, формируется неправильная осанка — сутулость. Одновременно присутствует патологическое изгибание позвоночного столба в боковом направлении. При этом принято выделять правосторонний и левосторонний вид кифосколиоза грудного отдела.

Общие факты о заболевании

Заболевание распространено по всему миру, причем достаточно широко. Начало патологических изменений правильной осанки может быть в подростковом возрасте, примерно с 10–14 лет. Особенностью этого заболевания считается то, что лица мужского пола в несколько раз более подвержены риску развития кифосколиоза, нежели девочки – подростки. Объяснения этому явлению пока не найдено, однако необходимо учитывать данный факт на этапе диагностики болезни.

Врожденное, сочетанное искривление, которое называется кифосколиозом, можно диагностировать уже в возрасте нескольких месяцев, когда ребенок достигает в своем развитии этапа вставания на ножки. Уже в возрасте шести–восьми месяцев можно заметить небольшой горбик на спине. Легкая степень искривления может вызвать некоторое нарушение функционирования внутренних органов, расположенных в грудной клетке. Тяжелая степень приводит к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности сердечно-сосудистой системы, дыхания и пищеварения. Также могут присутствовать неврологические расстройства: нарушения чувствительности и двигательной активности, парезы, параличи.

При нормальном расположении физиологических изгибов позвоночника: грудного кифоза и шейного и поясничного лордозов, позвоночник получает компенсацию вертикальных нагрузок, может обеспечивать нормальную жизнедеятельность всей внутренней системы органов. При развитии патологической конфигурации опорного столба организма происходит серьезный сбой работы внутренних органов, что не только затрудняет осуществление двигательной активности, но существенно снижает качества жизни пациента и его прогноз на будущее.

Причины кифосколиоза

Эта патология может возникать по причине врожденных дефектов и генетической предрасположенности или же приобретается в процессе жизнедеятельности, если позвоночник подвергается действию патологических факторов.

Врожденный кифосколиоз можно заметить уже у детей нескольких месяцев от роду. Характерной особенностью такой ситуации является наличие аномалии развития позвоночника вместе с пороками развития органов мочеполовой системы ребенка. Именно возможность развития с возрастом подобных аномалий обуславливает регулярные походы родителей маленького ребенка на консультацию к ортопеду. Поскольку диагностировать возникновение неправильного развития позвоночного столба на ранних этапах и грамотно начать его лечить может только специалист.

Причины появления врожденных и приобретенных аномалий позвоночника в грудном отделе следующие:

Некоторые заболевания, которые связаны с патологией костной и мышечной ткани, обусловлены генетической предрасположенностью. Поэтому не представляется возможным выявить их, пока не появляется симптомов патологии развития скелета. Спровоцировать появление грудного кифосколиоза при наличии генетической предрасположенности может недостаточное поступление кальция с пищей, нарушения его усвоения в организме, которые связаны с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, эндокринными нарушениями.

В раннем детском возрасте важно правильно сформировать рацион ребенка, учитывая необходимое количество витамина Д в усвояемой форме. Недостаток этого элемента приводит к вымыванию кальция из костной ткани грудины, позвонков и ребер. Если не уделить этому моменту должного внимания, то у ребенка развивается так называемая “куринная грудь”, искривляется позвоночник именно в грудном отделе, что в процессе дальнейшей жизни не поддается корректировке.

Врожденные аномалии развития костной ткани связаны с генетическими факторами, что можно установить, наблюдая семейные случаи заболевания. Однако, это не всегда возможно. Зачастую болезнь проявляется в стертой форме или может дать о себе знать через несколько поколений, при наличии провоцирующих факторов:

Недостаточное развитие мышечной ткани, нарушения нервной проводимости или недоразвитие отдельных групп мышц приводит к патологическому развитию костного скелета, что выражается в комбинированной деформации позвоночного столба в грудном отделе.

Неврологические патологии, связанные с перенесенным полиомиелитом, детским церебральным параличом приводят к нарушениям иннервации мышечной ткани, что приводит к ограничению двигательной активности. Естественно, отсутствует нормальная стимуляция костного скелета, происходит искривление.

Последствия ревматических атак на суставы и костную ткань приводят к их деформации, особенно в раннем детском возрасте. Причем механизм ревматического поражения связан с аутоиммунной природой заболевания, когда антитела вырабатываются на клетки собственно хрящевой ткани. Межпозвоночные диски подвергаются иммунологическим атакам, что со временем вызывает стойкую деформацию позвоночного столба именно в грудном отделе.

Приобрести кифосколиоз с течением жизни можно имея все эти аномалии и патологии, при этом еще регулярно подвергаясь действию провоцирующих факторов:

Самым рискованным возрастом для манифестации симптомов грудного кифосколиоза является подростковый период, чаще всего это период бурного роста в возрасте 12–16 лет.

Симптомы заболевания

Что касается врожденного заболевания, то его проявления можно заметить уже в возрасте полугода. На спине малыша присутствует небольшой горбик. При этом пальпация выявляет, что выступает не мышечная ткань, как могло бы быть при сколиозе, а именно остистые отростки позвонков грудного отдела. Характерной особенностью кифосколиоза в младенческом возрасте является то, что его можно заметить, если ребенок находится в вертикальном положении. Лежачая поза скрадывает то небольшое проявление, которое видно при стоячем положении позвоночника. Дальнейшее оставление без внимания проявления патологии приводит к стойкому нарушению развития позвоночника. Постепенно это влияет на работу внутренних органов, сердца, сопровождается выраженной неврологической симптоматикой. С возрастом возможно развитие парезов и параличей.

Развитие кифосколиоза во время подросткового периода сопровождается выраженным изменением осанки, усугублением сутулости, появляются болевые ощущения в спине. Чаще всего, именно боль появляется как первый симптом. Видимые нарушения осанки могут быть еще незаметны глазу, а ребенок предъявляет жалобы на боли в спине. Причем они могут его беспокоить не только после нагрузки, но во время нахождения на спине, отчего нарушается сон, режим отдыха.

Затем появляется одышка, которая выражена незначительно. Она развивается из-за неполноценных дыхательных движений грудной клетки, снижения жизненного пространства легких. Стремительность развития этих симптомов зависит от степени патологии и своевременности лечения.

Объективный осмотр показывает наличие выраженной сутулости, по мере усугубления может выглядеть как горб. При этом отмечается значительный наклон верхней части туловища вперед с одновременной слабостью или даже атрофией мышц передней брюшной стенки. Одновременное наличие сколиотической деформации выявляет боковое отклонение в боковую сторону. Также осмотр грудной клетки устанавливает значительное расширение промежутков между реберными костями со стороны, противоположной искривлению. Это объясняется компенсаторным механизмом увеличения амплитуды дыхательных движений на стороне свободного легкого.

Читайте также:  Глицин форте – инструкция, применение детям, отзывы, цена, аналоги

Если присоединяется неврологическая симптоматика, то присутствуют симптомы асимметричности мышечной силы, снижение чувствительности, патология сухожильных рефлексов. Патологическая форма позвоночника отражается на здоровье всего организма. Внутренние органы работают с перегрузкой, физиологические процессы осуществляются с нарушениями. Такая ситуация приводит к значительным осложнениям со стороны всех органов и систем.

Лечение заболевания

Ведущим специалистом по лечению данной патологии являются ортопеды. Однако, в зависимости от сопутствующей симптоматики, комплексный подход требует привлечения к терапии профильных специалистов: невропатологов, эндокринологов, пульмонологов, гастроэнтерологов. Тяжелые случаи заболевания предполагают хирургическое вмешательство.

Ведущими методами лечения кифосколиоза являются заключение больного в специальный корсет и выполнение лечебного комплекса упражнений. Такая гимнастика подбирается индивидуально для каждого пациента. Это зависит от степени развития болезни.

При 1 степени выраженности грудного кифосколиоза бывает достаточно регулярного, правильного выполнения гимнастических упражнений. Если картина болезни более тяжелая, то лечебную физкультуру сочетают с ношением специального корсета, выполненного по индивидуальному заказу. Это позволит устранить сутулость и выполнить разворот позвоночника вокруг оси, чтобы убрать сколиоз.

Обязательным компонентом правильного лечения становится массаж. Его проводят только дипломированные массажисты, которые владеют приемами ортопедического массажа. Одновременно с лечением показаны плавание, небольшие физические нагрузки. Исключить необходимо такие виды спорта как волейбол, баскетбол, футбол.

Тяжелая степень развития кифосколиоза становится показанием к операции. В позвоночный столб устанавливаются специальные металлические конструкции, корректирующие форму позвоночника, восстанавливающие его положение. Это позволяет компенсировать поражение внутренних органов: сердце, легких, желудка и привести их работу к физиологической норме.

Кифоз грудного отдела позвоночника (искривление)

Кифозом называется нарушенное положение позвоночника с изгибом к задней части. Два основных природных изгиба находятся в грудном и крестцовом отделе. В противовес этим изгибам есть два других – в районе шеи и поясницы. Благодаря этому обеспечивается амортизация, необходимая для полноценного движения человека. Длительные нагрузки, травмы, вынужденные позы, заболевания – все это может служить причиной деформации позвоночника с изменением природной формы изгибов. Усиление изгиба к задней части называется кифозом. Чаще всего встречается грудной кифоз.

Причины развития

У детей и подростков кифоз позвоночника может развиться из-за неправильной осанки, врожденных аномалий, болезни Шейермана-Мау. У взрослых причинами искривления выступают:

Причиной функционального кифоза становится неправильная осанка (может быть обусловлена неправильной организацией рабочего места, проблемами психологического характера, слабостью мышц). Этот вид лечится быстро и просто путем устранение причины и проведения занятий по ЛФК.

Симптомы

Основополагающим фактором является степень искривления.

Виды кифоза

Все случаи заболевания кифозом разделяют на следующие виды:

В чем опасность заболевания

Любое искривление позвоночника, если его не лечить, приведет к нарушению работы внутренних органов и как следствие вех систем организма. Также это эстетическая проблема. Со временем без лечения искривление становится необратимым и с годами может только усугубляться. В результате пациент рискует получить проблемы в работе ЖКТ, сердца, мочеполовой системы, опорно-двигательного аппарата и т.д. Распространенные осложнения кифоза – остеохондроз, межпозвоночные грыжи.

Диагностика

Все начинается с опроса пациента, формирования анамнеза, выявление факторов, давших толчок развитию болезни. Также специалист осматривает пациента, предварительно определяя степень нарушения. Такое обследование дополняется рентгенологическим исследованием для определения степени искривления и обнаружения других сопутствующих факторов. Также для этих целей назначается МРТ позвоночника и УЗИ межпозвоночных дисков, а также ангиография, если для этого есть показания.

Лечение

Используется консервативное и хирургическое лечение. Операция применяется достаточно редко, только в особо сложных случаях и когда терапия не дает необходимого результата. К консервативным методам лечения кифоза относят:

К какому врачу обратиться

При обнаружении указанных выше симптомов, необходимо обратиться к врачу-вертебрологу. Специалист определит, как исправить нарушение, проведет диагностику и назначит эффективное лечение. Записаться на прием к специалистам ЦКБ РАН можно по номерам, указанным на сайте.

Признаки и симптомы дислалии у детей 5-6 лет

Дислалия – это расстройство речи, связанное с неверным произношением некоторых звуков при условии, что у ребенка нет проблем со слухом, мышлением, а его речевой аппарат полностью контролируется ЦНС. Обычно нарушение обнаруживается у детей в возрасте 3-6 лет, когда малыш активно осваивает речь.

Причины

Ребенок обычно правильно выговаривает большинство звуков и слогов, трудность для него представляют только звуки, схожие по месту и способу образования. Нарушение может проявляться как одним дефектом, так и их сочетанием.

Признаки

Понять, что у ребенка есть это расстройство, можно по следующим признакам:

При этом грамматическая и лексическая стороны речи никак не страдают. Сохраняется слоговая структура слова, с возрастом словарный запас неуклонно растет, ребенок правильно употребляет падежи, различает множественное и единственное число, может построить связанное высказывание без логических ошибок.

Виды дислалии и их особенности

В зависимости от первопричины специалисты выделяют несколько видов нарушения.

  1. Органическая дислалия (ее также называют механической) возникает из-за анатомических особенностей речевых органов: короткая уздечка языка, порок челюстно-лицевого скелета, нёба, губ, языка. Здесь требуется сначала исправить недостаток хирургическим путем и только потом приступать к постановке звуков.
  2. Функциональная дислалия возникает либо из-за проблем с центром мозга, который управляет движением языка и губ (моторная форма), либо из-за нарушений работы слухоречевого анализатора. Отсутствие проблем с произносительным аппаратом – это сенсорная форма. Для лечения требуется помощь невролога и логопеда.
    • При моторной форме ребенок произносит звуки очень нечетко, с помехами, призвуками, гнусавостью.
    • При сенсорной форме путает похожие и парные звуки, например, твердые на мягкие, глухие на звонкие и т. д. Среди причин: нарушение слуховой функции, проблемы с фонематическим слухом, травмы, педагогическая запущенность.

В функциональной дислалии также выделяют:

  • Физиологическая (или возрастная дислалия) – здесь нечеткое, неправильное произношение связано с развитием артикуляционного аппарата. Патологий нет, просто речевые органы, скажем так, еще не готовы к артикуляции тех или иных звуков в силу возраста малыша. Расстройство обычно диагностируется у детей 5 лет и проходит к 6 годам самостоятельно.
  • Диагностика

    Постановка диагноза возможна только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Если ребенок вялый, проявляет мало интереса к окружающему миру, общению со сверстниками, необходимо подтвердить или исключить дизартрию.
    В ходе обследования врач и логопед обязательно проверяют:

    Как помочь ребенку?

    При механической форме выполняют хирургическую коррекцию недостатков речевых органов. Наилучшее время для этого – возраст до 7 лет. После заживления тканей начинают занятия с логопедом.
    При функциональной форме невролог назначает курс медикаментозного лечения, если это необходимо. Логопедическая помощь осуществляется в несколько этапов:

    При возрастной форме особой помощи ребенку не требуется, однако родителям необходимо внимательно следить за развитием речи. Если после 6 лет ошибки в произношении звуков не исчезли, то это свидетельствует о серьезном нарушении, нужно срочно посетить логопеда.

    Прогноз

    При своевременной и грамотной коррекции у 95% детей расстройство корректируется полностью в течение 4-6 месяцев. Главное условие успеха – регулярные занятия, строгое соблюдение рекомендаций врача и логопеда.

    Опасна ли дислалия? К сожалению, некоторых родителей может даже умилять шепелявящее чадо, и они ждут, когда ребенок «перерастет» и волшебным образом сам справится с данной проблемой. Но нарушение опасно тем, что на его фоне легко развиваются более сложные смешанные дефекты речи, которые требуют трудной и длительной коррекции.

    Дата публикации: 10.03.2020. Последнее изменение: 07.07.2020.

    Дислалия (Классификация. Причины. Симптомы. Диагностика. Коррекция)
    статья по коррекционной педагогике по теме

    Данный материал предназначен для учителей-логопедов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    dislaliya.docx26.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дислалия – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

    Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии .

    С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

    Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При моторной функциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии

    В зависимости несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.

    С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

    Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

    При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.)

    В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

    В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

    Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом ( глубоким , перекрестным , открытым , прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов ( диастемами , редко расположенными или мелкими зубы и т. д.), высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

    Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы , мягкого и твердого нёба , относятся не к дислалии, а к ринолалии .

    При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы. К числу неблагоприятных социальных факторов относят подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.

    К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей , минимальную мозговую дисфункцию, способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

    Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

    Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.

    Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

    При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

    Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

    Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

    Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

    Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях – изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

    В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

    При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога ( стоматолога-хирурга , ортодонта ); при функциональной дислалии – детского невролога . Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора .

    Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией .

    Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

    При механической дислалии на подготовительном этапе необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата ( пластика уздечки языка или верхней губы , курс ортодонтического лечения ). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж ); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

    Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

    На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

    Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

    Прогноз и профилактика дислалии

    В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

    Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ветряная оспа (ветрянка) — инфекционное заболевание, отличительной особенностью которого является образование на коже специфической сыпи в виде мелких пузырьков. Переболевшие ветрянкой приоб.

    Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн.

    Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажениях, смешениях тех или иных звуков. Это происходит по н.

    консультация подготовлена для ПДС учителей-логопедов ДОО.

    презентация является дополнением к консультации “Дисграфия: виды, причины, симптомы и коррекция&quot.

    quot; У Вашего ребенка гиперактивность” – часто слышат такую фразу родители. Так ли это? Что это значит? Кто может поставить такой диагноз и на основании чего? Статья на эту тему поможет р.

    Дислалия

    Дислалия — это нарушение правильного воспроизведения определенных звуков при условии, что у пациента сохраняется в норме функция слуха и снабжение речевого аппарата нервами. Зачастую диагностируют у детей в возрасте 3–5 лет, реже у пациентов младшей школьной возрастной группы.

    Особенность нарушения произношения звуков заключается в том, что дислалия не имеет связи с травмами слухового аппарата или нарушениями ЦНС ребенка, то есть пациент является здоровым физически, но при общении меняет буквы местами или произносит их «проглатывая». Однако если ребенка попросить написать слово, с которым возникают трудности, будут указаны правильные буквы.

    Речевая дислалия у детей младшей возрастной группы — это наиболее диагностируемый дефект. Если рассматривать статистику, то в медицинской практике подобное нарушение установлено у 1 из 3 детей в возрасте 3–5 лет, по достижению 6–8 лет речь корректируется, а симптомы нарушения замечены будут у 1 из 5 детей. В дальнейшем диагноз ставится всего 1% пациентов.

    Дислалия имеет избирательный характер, то есть ребенок отлично выговаривает 90% слов, букв и звуков. Если своевременно внедрить коррекцию, то пациент полностью избавляется от нарушения звукопроизношения.

    Речевая дислалия: классификация нарушения

    В процессе изучения отклонения специалисты пришли к потребности классифицировать патологию, что в будущем позволило подобрать оптимальный метод коррекции речи.

    Выделяют три формы дислалии:

    1. физиологическая — возрастной дефект речи ребенка;
    2. механическая — обусловлена неправильным строением речевого аппарата (существует вероятность наследственной передачи);
    3. функциональная — нарушение речи не вызвано патологиями органов, которые отвечают за функцию речи.

    С первыми двумя формами все понятно. Но что делать, когда диагностирована функциональная дислалия? Логопедия в этом случае предлагает мощные методы коррекции, которые могут помочь пациенту. Однако первостепенно следует разобраться, чем она вызвана и как себя проявляет.

    Возникновение функциональной дислалии связано с устойчивыми индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушение этого вида обратимо, в отличие от механической дислалии, которая обусловлена неправильным строением речевого аппарата, когда коррекция возможна исключительно хирургическим путем.

    В свою очередь, специалисты выделяют два типа функциональной дислалии:

    Характеризуется сенсорная дислалия нарушением различия похожих между собой звуков. Ребенок при произношении путает шипящие или свистящие звуки, глухие или звонкие, твердые или мягкие. Поэтому, когда его просят сказать, например, «слово» он может произнести «шлово», то есть происходит взаимозамещение звуков. Кроме устной речи, если пациент пишет под диктовку, он может допускать подобную ошибку и на письме.

    Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.

    В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.

    По характеру нарушения дислалия бывает:

    В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.

    Выделяют две формы дислалии:

    1. сложная — нарушено восприятие и воспроизведение больше четырех звуков;
    2. простая — характеризуется однотипным нарушением: мономорфным (только гласные или согласные) и полиморфным (гласные и согласные).

    В логопедии для классификации дислалии по звукам есть специальная таблица нарушений. За основу был взят греческий алфавит:

    Опасность дислалии заключается в том, что на ее фоне могут возникнуть сложные совокупные дефекты произношения и распознания звуков. В том случае, когда у пациента диагностирована комбинированная дислалия с фонематическим отклонением, в диагнозе будет присутствовать «пара», например, парайотацизм.

    Причины возникновения дислалии

    Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления — дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук. Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).

    Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.

    Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции. Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.

    Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.

    Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:

    1. недоразвитие уздечки языка (короткая);
    2. неправильное челюстно-лицевое строение костей;
    3. дефекты неба;
    4. недоразвитие уздечки верхней губы;
    5. нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.

    Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.

    Причины функциональной дислалии следующие:

    1. недостаточное внимание родителей к развитию речи ребенка;
    2. наличие объекта для копирования неправильной речи ребенком;
    3. отсутствие воспитания ребенка родителями;
    4. проблемы фонематического слуха;
    5. нарушение слуха.

    Симптомы нарушения звуковосприятия

    Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.

    Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

    Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

    При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

    Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

    Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

    Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка. Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь.

    Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

    Диагностика дислалии

    Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.

    На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.

    Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат. Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.

    Основная задача логопеда — определение уровня развития устной речи ребенка. Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал — картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи. Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.

    Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.

    Способы коррекции дислалии

    Продолжительность лечения зависит от причины возникновения дислалии. Если имеет место механическая, то изначально выполняется стоматологическая коррекция дефектов. Лучше всего выполнять эти процедуры в возрасте до семи лет.

    Функциональная дислалия корректируется усилиями узкоспециализированного врача — логопеда. Лечение проводится в несколько этапов. Изначально важно подготовить ребенка к процессу лечения, рассказать, зачем это делается, что будет, если не устранить проблему. Логопеды в ходе коррекции практикуют методики для развития не только речи, но и памяти ребенка. Особое внимание уделяется дифференциации фонем пациентом. Выполняется регулярная речевая моторика и артикуляционная гимнастика, массаж.

    Следующая стадия коррекция заключается в запоминании ребенком и постановки правильного произношения звуков. Это достигается путем метода подражания. Последний этап заключается в развитии коммуникативных способностей ребенка.

    Важно соблюдать систематичность в процессе коррекции речи ребенка. Если дислалия простой формы, то для исправления понадобится максимум 3 месяца. В сложных случаях — около 6.

    Прогноз на выздоровление и меры профилактики

    Более 95% детей полностью восстанавливают речевую функцию. В зависимости от степени сложности дислалии и регулярности коррекционных занятий срок выздоровления колеблется от 3 до 6 месяцев.

    Если говорить о профилактических мерах, то здесь родителям нужно следить за состоянием здоровья и развитием ребенка. При обнаружении каких-либо отклонений в анатомическом строении рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

    Дислалия у детей и методы ее устранения

    Дислалия выражается в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Она проявляется при сохранном слухе и интеллекте и не считается нарушением до пяти лет.

    Дислалия — это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте. Неправильное произношение при дислалии проявляется в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Такое отклонение считается естественным явлением для речевого развития детей в возрасте с рождения до пяти лет из-за физиологической незрелости артикуляционного аппарата.

    Здесь есть нюанс: если ребёнку три года, то он должен чисто произносить звуки [с], [з], [ц], если четыре – [ш], [ж], [ч], [щ], пять – [л]. Проблемы с произношением у ребёнка старше 5 лет (отсутствие, неправильное произношение, например, язык находится между зубами при произнесении звуков [с], [з], [ц]; замена их на другие, например, с-ш, з-ж, ч-ть – повод для срочного посещения логопеда.)

    При диагностировании дислалии специалист изучает состояние фонематических процессов, общей, ручной моторики, строение и подвижность речевого аппарата. Для восстановления нормального звукопроизношения у ребёнка может потребоваться консультация других специалистов – стоматолога, отоларинголога, невропатолога.

    Без специальной подготовки сложно определить причины дислалии и подобрать коррекционные упражнения, соответствующие структуре дефекта, поэтому родителям детей с такой патологией редко удаётся самостоятельно исправить произношение ребёнка. Лучше всего обратиться с этой проблемой к специалисту, владеющему коррекционными методиками. Например, существует около 50 способов постановки звука Р, каждый из которых может быть, как эффективным, так и бесполезным у конкретного ребёнка с таким дефектом.

    Ниже расскажем что такое дислалия у детей и какие методы её устранения существуют (иногда применяют термин «лечить», но это не совсем корректно).

    Виды дислалии

    В зависимости от причины вызвавшей нарушение, выделяют следующие виды дислалии:

    1. Функциональная форма характеризуется возрастной незрелостью артикуляционного аппарата. Мышцы языка, губ, мягкого нёба ещё недостаточно окрепли для того, чтобы выполнять точно скоординированные движения, необходимые для произношения отдельных звуков. Эта форма дислалии также встречается у детей, контактирующих со взрослыми или детьми с дефектами речи, при «сюсюканьи» родителей, в семьях, где речевому развитию ребёнка не уделяют должного внимания.
    2. Функциональная дислалия, в свою очередь, делится на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую формы. В первом случае нарушено восприятие и воспроизведение звуков по акустическому признаку (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие), во втором их часть заменяется сходными по артикуляции фонемами (машина-масина, ряба-ляба). При артикуляторно-фонетической форме дислалии искажение правильного произношения обусловлено неправильными позициями органов артикуляции (картавость).
    3. Механическая (органическая) дислалия возникает в результате нарушения строения речевого аппарата – узкое и высокое «готическое» нёбо, короткая уздечка языка, препятствующая артикуляции звуков верхнего подъёма и другие дефекты. Такая форма дефекта может иметь наследственный характер. Достаточно часто, одновременно с механическим видом, диагностируется физиологическая дислалия.

    Существуют понятия простая и сложная дислалия. При постановке диагноза выделяют мономорфная дислалия включающую в себя минимальное количество простых дефектов произношения и полиморфную разновидность. Полиморфная дислалия имеет в основе нарушения артикуляции и различения большого количества звуков.

    Классификация дислалии в зависимости от искажения артикуляции:

    Причины появления нарушения речи

    Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.

    В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

    Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.

    Причины функциональной дислалии:

    Симптомы проявления нарушения

    Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.

    При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.

    Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.

    Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.

    Диагностика нарушения речи

    Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.

    Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.

    Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.

    Методы коррекции дислалии

    Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам.

    Базовые звуки для разных групп:

    Этапы постановки звуков:

    1. подготовительный;
    2. постановка;
    3. автоматизация фонемы в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
    4. дифференциация смешиваемых или заменяемых звуков.

    Подготовительный этап

    На этом этапе артикуляционный аппарат подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.

    Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

    Постановка

    На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи, голоса. Существует игровой способ постановки звука, осознанный способ по подражанию и механический способ укладывания органов артикуляции в нужную позицию при помощи специальных инструментов. Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.

    Автоматизация

    Для закрепления поставленного звука в речи его сначала отрабатывают или в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши), или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставят в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу), в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).

    После автоматизации в слогах, приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.

    После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.

    Дифференциация

    На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.

    Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

    Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее, чем коррекция дислалии. Нарушения речи негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *